Квалификационные требования к заведующему аптекой. Что такое «Киоск фармацевта»? Работа заведующей аптекой


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заведующий аптекой должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Фармацевтическая технология", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" (провизор), иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, обладающий средним профессиональным образованием по специальности "Фармация" и сертификатом специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Обоснование вывода:
Трудовой кодекс РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к работникам, претендующим на должность заведующего аптекой. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (п. 1.2 Стандарта).
Так, согласно п. 8.2 Стандарта руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.
Требования к квалификации провизора и фармацевта установлены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее - ЕКС).
К квалификации провизора ЕКС предъявляет следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Фармацевтическая технология", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Требования к стажу работы, который должен иметь провизор, ЕКС не предъявляет, однако в силу п. 8.2 Стандарта для занятия должности заведующего аптекой провизор должен иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет.
Фармацевт должен обладать средним профессиональным образованием по специальности "Фармация" и сертификатом специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.
Кроме того, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) (ст. 212 ТК РФ).
Как следует из п. 8.6 Стандарта, заведующий аптеки, как и другой персонал, должен проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), перечень работ, при выполнении которых проводятся такие осмотры, а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
Согласно п. 24 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к Приказу N 302н), при выполнении работ в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, работники должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры 1 раз в год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Управление — существенный компонент деятельности организации в достижении цели. Главная задача руководителя — организовать работу подчиненных соответственно их квалификации, способностям, наклонностям; строить, исходя из этого, модели организационных связей; следить за эффективным выполнением работ.

Такая многоплановость труда руководителя требует выполнения им разнообразных, но взаимодополняющих функций: администратора, организатора, специалиста. В роли администратора руководитель выполняет свои полномочия для обеспечения развития организации соответственно действующим законам и нормативным актам, разрабатывает и реализует кадровую политику.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворной деятельности коллектива в достижении общих целей; координирует действия подчиненных, занятых в процессах управления и производства. Как специалист, то есть человек профессионально хорошо подготовленный, который владеет знаниями, опытом в конкретной сфере, руководитель призван правильно намечать задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации.

В связи с формированием социально-экономических задач организаций современные руководители должны владеть качествами менеджеров.

  • наличие широкого круга специальных знаний в области исследования рынка, маркетингового планирования, ценообразования, организации каналов сбыта, бухгалтерского учета, внешней торговли, трудового законодательства и т.п.;
  • предприимчивость, то есть способность добиваться конкретных экономических и социальных целей, избирая оригинальные, нестандартные решения, связанные с хозяйственным риском;
  • настойчивость, целеустремленность, стремление к обязательному достижению намеченных целей.

Функции менеджера как управленца:

  • организовывать и планировать производство и реализацию продукции;
  • принимать правильные управленческие решения;
  • проводить деловые переговоры;
  • отбирать и учить работников;
  • руководить коллективом на уровне современных требований;
  • побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;
  • быть предельно объективным, независимо от своих вкусов;
  • находить выход из конфликтных ситуаций и др.

Существует достаточно обширный список характеристик, которые способствуют эффективному руководству. К таким личностным качествам обычно относят ум, уровень интеллекта, уверенность в себе, целеустремленность, энергичность, инициативность, строгость и требовательность, вежливость, доброжелательное отношение к подчиненным и т.п.

Заведующий или директор аптеки как руководитель организует работу по лекарственному обеспечению населения и медицинских организаций, осуществляет руководство торгово-финансовой и административно-хозяйственной деятельностью аптеки.

  • лицензирование деятельности аптеки и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • обеспечение надлежащей организации всех хозяйственных и торгово-произ водственных операций в аптеке;
  • контроль за наличием ассортимента лекарственных препаратов, соблюдением правил их отпуска;
  • организация снабжения аптеки лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (ИМН) и другими товарами аптечного ассортимента;
  • организация контроля качественных препаратов;
  • контроль за соблюдением правил отпуска лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
  • контроль за соблюдением санитарного режима в аптеке, правил хранения медикаментов в аптеке и медицинских организациях;
  • прием и увольнение работников, заключение договоров о материальной ответственности, утверждение графиков выхода на работу;
  • отбор, расстановка, воспитание и повышение деловой квалификации кадров;
  • внедрение прогрессивных форм работы в организации;
  • организация информационной работы среди населения;
  • организация санитарно-просветительской работы среди населения;
  • обеспечение выполнения всех хозяйственных и финансовых операций;
  • организация правильного учета и отчетности, планирование деятельности аптеки;
  • принятие управленческих решений по организационным и производственным вопросам, контроль их выполнения и др.

Функции заместителя заведующего аптекой:

  • прием товара от поставщиков;
  • оперативная связь с поставщиками, контрольно-аналитической лабораторией;
  • составление заявок-заказов на лекарственные препараты и ИМН;
  • отпуск товара медицинским организациям и структурным подразделениям аптеки;
  • контроль за соблюдением фармацевтического порядка;
  • составление графика выхода на работу и другие, определенные функционально-должностной инструкцией.

Качество управленческой деятельности оказывает непосредственное влияние на работу каждого сотрудника и успешность деятельности организации в целом. Одним из основных направлений повышения эффективности управленческой деятельности является ее разделение и кооперирование.

Осуществляются они по трем признакам: технологическим, функциональным и профессионально-квалификационным. Соответственно технологическим признакам труд кадров управления распределяется по видам работ согласно специализации работников. Функциональное разделение и кооперация труда основываются на специализации при выполнении разных функций управления.

По профессионально-квалификационным признакам распределяются обязанности и разграничивается ответственность между работниками с учетом занимаемой должности, необходимой для этой квалификации.

Разделение и кооперирование управленческой деятельности в фармацевтической организации зафиксированы в должностных инструкциях, которые определяют организационно-правовое состояние руководителя любого уровня управления.

Инструкция разрабатывается на основании Положения об определенной должности относительно конкретного работника с учетом его знаний, опыта, личных и деловых качеств, специфики работы аптеки. в системе управления основным носителем информации является документ, составляющий специфический предмет и результат управленческой деятельности.

По результатам некоторых исследований, на работу с документами руководитель тратит от 30% до 80% рабочего времени. Организация документооборота прямо влияет на эффективность деятельности руководителя.

Среди факторов, влияющих на эффективность работы руководителя, важное место принадлежит планированию и повышению эффективности рабочего времени, а также психологическим аспектам управленческой деятельности.

Эффективность труда менеджера во многом зависит от организации его личной работы. Организуя других, руководитель, прежде всего, должен быть организован сам. Эта его работа называется самоменеджментом, т.е. самоорганизацией, самоуправлением.

Самоменеджмент способствует повышению эффективности управления и улучшению результатов деятельности всего коллектива предприятия. Главной целью организации личного труда менеджера является экономия его рабочего времени и максимальное использование собственных возможностей.

Систему организации личного труда каждый менеджер устанавливает самостоятельно, исходя из конкретных условий, сферы деятельности, характера выполняемой работы, численности подчиненных сотрудников и др.

Основные составляющие самоменеджмента:

  • организация рабочего места менеджера;
  • оптимизация производственной среды на рабочем месте;
  • анализ затрат рабочего времени;
  • планирование менеджером своей работы;
  • проведение деловых совещаний и заседаний и участие в них;
  • организация публичных выступлений;
  • прием посетителей и проведение деловых бесед (техника деловых контактов);
  • организация информационного обслуживания работы менеджера, повышение им квалификации.

Правильная организация и рациональное оборудование рабочего места менеджера дают возможность рационально и с наименьшими затратами труда выполнять свои функции, плодотворно общаться с посетителями, сотрудниками и подчиненными, вести прием посетителей, поддерживать высокую работоспособность и рабочее настроение.

Планирование рабочего времени предусматривает ряд взаимосвязанных этапов: учет времени, анализ затрат, планирование рабочего дня.

К методам учета рабочего времени относятся фотография, самофотография, хронометраж, моментальное наблюдение, выбор которых зависит от поставленных целей.

Анализ затрат рабочего времени направлен на выяснение:

  1. действительно ли выполняемая работа отвечает должности, квалификации;
  2. не превышают ли затраты времени на выполнение работы рациональные нормы?

По данным многих исследований, управленческие работники с высшим образованием 30-70% рабочего времени тратят на выполнение функций, которые не предусматривают высшего, а иногда и среднего специального образования.

Все это указывает на необходимость планирования рабочего времени руководителя, которое базируется на разработке определенного режима, соответствующих регламентов, графиков работ.

Планирование должно осуществляться как на долгосрочную перспективу, так и на более короткий срок — неделю, день. Планирование работы заведующего аптекой во многом определяется спецификой и объемом деятельности самой аптеки.

Так, в план работы на месяц вносят, как правило, устоявшиеся управленческие функции: организацию информационной работы, разработку проекта финансово-экономического плана аптеки, составление от- чета о торгово-финансовой деятельности, проведении инвентаризации и др.

План работы на неделю должен предусматривать проведение оперативных совещаний с заместителями заведующего аптекой и заведующими отделов относительно подведения итогов работы за минувшую неделю, их оценки, а также для определения задач на текущую неделю.

Кроме того, в плане заведующему аптекой следует предусматривать приемные часы для населения и сотрудников аптеки по личным вопросам. Рабочий день целесообразно начинать с контроля присутствия персонала аптеки на рабочих местах и готовности их к работе, потом уточнить содержание собственной деятельности в течение дня, изучить поступившую корреспонденцию, распределить ее между исполнителя- ми, определить сроки выполнения связанной с этим работы и т.п.

Психологические аспекты эффективной управленческой деятельности определены знанием психологических сторон взаимодействия и общения людей в трудовых коллективах, умением применять эти знания в управленческой практике.

С детства я представляла себя взрослой в белом халате. И когда пришло время выбрать профессию, я поняла, что работать врачом мне будет не интересно ни морально, ни финансово. А вот тяга к знаниям лекарственных препаратов взяла свое, и я подала документы в фармацевтический ВУЗ на специальность «фармация». Хорошие базовые знания химии и биологии, а также усердие и интерес к будущей профессии помогали мне в обучении.

Пять лет студенчества, а потом еще год последипломного образования, и я дипломированный провизор. Но, как же зацепиться молодому специалисту? Благо сейчас много аптек и работники востребованы даже без опыта. Взяли меня в маленькую аптеку работать за первым столом. Это значит, что я должна отпускать (продавать) лекарства покупателям. Конечно же, с первого дня меня не допускали это делать. Была стажировка. Все-таки в университете, например, обучают химической формуле анальгина, и какое действие он оказывает, а не как выглядит коробочка с лекарством. Да-да я именно о том, что надо было выучить аптечный ассортимент и уметь быстро находить нужный препарат. Вы понимаете, о чем я! Клиент, как известно, долго ждать не будет. Благодаря хорошим наставникам обучение прошло быстро, и я приступила к работе, продолжая увеличивать багаж знаний. Для каждого провизора перейти на должность заведующего аптекой это достижение и прорыв в карьере. Через два года и меня повысили. Я была рада новой должности, но понимала, что теперь на мне больше ответственности не только за свою работу, а и за функционирование всей аптеки. Именно отвечает абсолютно за все, что происходит в аптеке даже в ее отсутствие. Сложность заключалась еще в том, что необходимо направить в правильное русло работу всего коллектива, который состоит только с представительниц прекрасного пола. А, как известно, работать в полностью женском коллективе сложно. Руководитель аптеки выполняет много обязанностей: контроль персонала, оформление заявок на поставку лекарственных препаратов, прием товара и сопровождающих документов, надо контролировать сроки годности лекарств, соблюдения условий хранения и выкладки на полках. Еще один важный момент, который меня поначалу даже раздражал, это частичное ведение бухгалтерской отчетности. Приходиться постоянно проверять правильность ведения журналов РРО, готовить и сдавать инкассации, вести несколько отчетов. Также заведующая обязана в случае необходимости заменить любого сотрудника. Как я всегда говорю: «закрыть дырку». Приходится подменять санитарку, маркировщика или фармацевта. Также необходимо уметь слушать людей, а покупатели они такие! Выслушать их надо, особенно людей старшего возраста. Поэтому надо иметь терпение, уметь решить спорные вопросы с клиентами так, чтобы не возник конфликт, и дело не дошло до книги жалоб. Сложно, когда покупатели болеющие люди или те, у кого болеют родные. Так уж получается, что при графике работы в будние дни с 9.00 до 18.00, я прихожу на 8.00 и ухожу не раньше 20.00. Но, несмотря на все проблемы и трудности, я очень люблю свою работу и считаю, что моя профессия нужна для общества.


Любава Новикова о том, что надо уметь и знать начинающему заведующему аптекой

Наши эксперты

Наталья Смирнова,

ведущий консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина», Москва;

Олеся Калиянц,

директор аптечной сети «Аптека 03», Кропоткин;

Наталья Лаптева,

начальник отдела персонала сети аптек «Максавит», Нижний Новгород;

Мария Трухина,

заведующая аптекой ООО «Эверест» (сеть аптек «Горные вершины»), Санкт-Петербург.

Хорошие солдаты, не мечтающие стать генералами, наверное, все‑таки есть. Равно как и хорошие провизоры, не мечтающие стать заведующими. Ведь руководство - это тяжелый труд: как подчиненный, ты отвечаешь только за себя и за свою работу, а как заведующий - за результат труда целого коллектива людей. Тем, кто решился взять на себя эту ответственность, особенно важно верно сделать первые шаги в начале ­пути.

Шаг 1. Вникнуть в суть

Если руководителем аптеки стал провизор, который ранее имел опыт заведования аптекой, обучить его куда легче. Но что делать, если заведующим стал специалист без опыта работы на руководящей должности? Это не критично, уверяет Наталья Лаптева, начальник отдела персонала сети аптек «Максавит», - главное, чтобы он был готов к этому: «Начинающему заведующему важно еще до вступления в должность оценить свои организаторские способности, в том числе способность к обучению».

Прислушайтесь к коллегам. Начинающим заведующим не стоит пренебрегать конференциями и семинарами для руководителей. А если в вашей сети действует система обмена опытом между заведующими, не пропускайте подобные мероприятия — это может значительно повысить вашу компетентность, комментирует директор аптечной сети «Аптека 03» Олеся Калиянц. "Как правило, на таких собраниях происходит "разбор полетов", — объясняет она. — Ставятся новые задачи, презентуются новые методы работы, в ходе чего руководители доносят до заведующих свое видение работы, а сами заведующие обмениваются опытом, делятся подходами к решению рабочих вопросов. Все это можно использовать в работе".

Получите допобразование. «Пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности от 22.12.2011 г, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1081 (в редакции от 15.04.2013 г), разрешает руководство аптекой в городской черте провизору со стажем работы не менее 3‑х лет или фармацевту с опытом работы не менее 5‑ти лет и при наличии сертификата специалиста-провизора, - комментирует Наталья Смирнова, ведущий консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина». - Как видим, провизор с соответствующим опытом работы может стать заведующим "как есть", но в такой ситуации я все‑таки рекомендую пройти дополнительное обучение по профильной специальности - это станет существенным преимуществом при трудоустройстве и может сильно упростить жизнь и соискателю, и работодателю». Однако перед тем как получать дополнительное образование, трезво оцените свои силы, предупреждает заведующая аптекой сети ООО «Эверест» Мария Трухина: «Совмещать дополнительное образование с основной деятельностью начинающему заведующему нелегко, так что лучше приступать к этому спустя какое‑то время после того, как войдете в курс дела и разберетесь с текущими ­делами».

Будьте собой. Если вас назначили на должность заведующего, значит, руководство обратило внимание на определенные качества, которые у вас уже есть, отмечает Олеся Калиянц: «Как правило, в каждой аптеке есть первостольник, потенциал которого выше занимаемой должности. И, планируя открытие новой аптеки, руководитель уже знает, кого можно рассматривать в качестве кандидата на должность заведующего. Поэтому не старайтесь быть другим человеком - оставайтесь профессионалом, оттачивая свои ­навыки».

ИЗ ПОДЧИНЕННОГО В ЗАВЕДУЮЩИЕ: НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

  • прохождение проверок, общение с представителями контролирующих ­органов;
  • проведение контроля качества лекарственных средств на различных стадиях их хранения и ­реализации;
  • проверка финансовых документов, накладных и сертификатов, деклараций соответствия, договоров с поставщиками и ­контрагентами;
  • выстраивание отношений с учредителями, руководителями ­подразделений;
  • координация работы сотрудников, в том числе организация подбора, обучение и ротация, составление графиков работы и ведение табеля учета рабочего времени, участие в разрешении конфликтных ­ситуаций;
  • анализ деятельности конкурентов, маркетинговые ­исследования.

Шаг 2. Все успевать

Закономерный итог любого повышения по службе - появление новых обязанностей. Но первостольник, ставший заведующим, с большой вероятностью еще продолжит исполнять и прежние, предупреждает Наталья Смирнова. Чтобы научиться все успевать, потребуется время, однако можно ускорить этот процесс, воспользовавшись простыми ­советами.

Составляйте планы. Текущие - на неделю, на месяц, и перспективные - на квартал, год и больше: чем четче вы пропишете то, что надо сделать, тем проще вам будет ориентироваться в своих обязанностях. Часто заведующие получают те или иные задания на день от офисных сотрудников, но необходимости четко планировать свой день это не отменяет, комментирует Наталья Лаптева: «У нас в компании предусмотрен регламент работы заведующего, который создан в рабочей программе в виде событий в календаре. Но помимо этого, заведующему необходимо наметить задания для фармацевтов, и важно не только раздать поручения, но и контролировать их ­выполнение».

Делегируйте обязанности. Во-первых, это позволит вам выказать свое доверие подчиненным, во‑вторых, расчистит ваш рабочий график для более важных дел, комментирует Мария Трухина: «Делегировать полномочия следует компетентным сотрудникам, готовым выполнять данную работу. При этом у всего, что вы поручаете делать подчиненным, должен быть четкий, оговоренный заранее результат и четкие сроки выполнения, а сам подчиненный должен быть обеспечен необходимыми для выполнения задачи ресурсами». Однако не нужно забывать и о том, что некоторые полномочия заведующей делегировать не стоит по умолчанию, напоминает Наталья Смирнова: «Можно делегировать рутинные вещи - контроль чистоты и порядка в аптеке и на рабочем месте, контроль ценников, сроков годности и т. п. А вот учет перепоручать не стоит: ошибки в этой сфере караются сурово, вплоть до уголовной ­ответственности».

Шаг 3. Управлять коллективом

Управление коллективом начинается с момента вступления нового заведующего в должность: по первым словам и действиям нового руководителя подчиненные будут судить о том, какой он управленец. По мнению Натальи Смирновой, с линейным персоналом лучше всего работает не либеральный, а авторитарный стиль управления: «Аптека - это не офис, тут другой уровень ответственности, и, как следствие, необходимо четко контролировать ­подчиненных».

Насколько жестко будет контролироваться дисциплина в коллективе, каждый руководитель решает для себя сам. «Будет ли эффективен в вашем коллективе метод "кнута и пряника" - зависит не только от вас, но и от коллектива, - уверена Мария Трухина. - Наверное, стоит лишать части премии за постоянные опоздания на работу или за регулярные долгие разговоры по телефону в рабочее время. Но даже в этом случае начинать нужно с беседы с подчиненным и "бить рублем" только в том случае, если человек по‑другому не ­понимает».

Подайте пример. Идеальным руководителем быть трудно, гораздо проще и, пожалуй, важнее быть тем, кто является авторитетным примером для остальных, считает Наталья Лаптева: «Заведующий должен строго требовать соблюдения трудовой дисциплины от подчиненных, но в первую очередь - от себя самого. Так, он обязан вовремя приходить на работу и уходить с нее, докладывать об отлучках как вышестоящему руководству, так и коллегам, чтобы они всегда были в курсе, где их ­руководитель».

Будьте точны. Чем четче прописаны должностные инструкции, тем меньше вопросов к заведующей у подчиненных, комментирует Мария Трухина: «Убедитесь, что все работники с ними ознакомлены - это резко снизит число конфликтов по рабочим вопросам. Также имеет смысл четко формулировать рабочие задачи - это позволит получить предсказуемый результат». При этом даже наличие четких правил оставляет место для маневров, добавляет Наталья Лаптева: «Всегда есть исключения из правил, и если они редки и действительно оправданны, то стоит подойти более лояльно к некоторым моментам: идите навстречу подчиненному, если это ­уместно».

Соблюдайте субординацию. Наиболее сложным для новоиспеченного заведующего является руководство тем коллективом, из которого он сам только что вышел, комментирует Мария Трухина: «В такой ситуации есть свои плюсы - ты знаешь своих коллег, знаешь, чего от них ожидать, и всегда можешь воздействовать внушением там, где другому пришлось бы вводить наказания. Но есть и минусы: коллеги, с которыми заведующий ранее был "на короткой ноге", могут ожидать преференций, а обязанности приходится распределять в зависимости от квалификации ­работников».

В этом случае заведующей стоит четко разграничить дружбу и деловые отношения, советует Олеся Калиянц: «Даже если новоиспеченная заведующая является лучшей подругой подчиненной, не стоит это демонстрировать на работе: дружба дружбой, а обязанности и ответственность теперь разные. Важно обсудить этот вопрос в самом начале, тем самым задав тон будущей работе, и в дальнейшем просто придерживаться партнерских отношений, не выделяя любимчиков и ­аутсайдеров».

Не ломайте то, что работает. Это касается заведующих, которые получают для руководства сработавшийся коллектив, комментирует Мария Трухина: «Сформировавшийся коллектив - это в какой‑то степени лучше для начинающего руководителя. Потому что вносить коррективы - обсуждать графики работы, распределять обязанности и так далее - куда проще, если в коллективе есть взаимопонимание и поддерживается рабочая атмосфера. Имейте терпение выслушать предложения своих подчиненных - и не пропустите ценные идеи, которые смогут пригодиться в ­дальнейшем».

Шаг 4. Наладить контакт с руководством

Общение с вышестоящим руководством - еще одно «новшество» в работе бывшего первостольника, ставшего заведующим. Теперь он должен не просто общаться с руководством, но и воплощать его идеи в общении со своими подчиненными. И эта коммуникация будет тем проще, чем прочнее налаженный с руководством контакт, считает Наталья Смирнова: «Начинающему заведующему следует понять, насколько удобно ему будет работать с учредителем или непосредственным руководителем - когда взаимопонимание возникает сразу, работать потом легко, в противном случае его придется налаживать. Придерживайтесь в общении делового тона, старайтесь больше слушать, чем говорить, отвечайте на вопросы только по делу, если просят пояснить - поясняйте развернуто, оперируя фактами, а не ­эмоциями».

Проявляйте инициативу. Без нее - никуда, констатирует Олеся Калиянц: «Робость и нерешительность не украшают руководителя - скорее, наоборот. Заведующему аптекой важно не бояться высказывать свое мнение, даже если оно не является популярным: если предложение не было принято однажды, это не значит, что не нужно предлагать что‑то в следующий раз - инициатива важна и похвальна в любом ­проявлении».

Говорите об интересах компании. Донося до руководителя мысль о том, что необходимы определенные перемены, говорите в первую очередь о том, какова будет конкретная польза для компании, советует Мария Трухина: «Например, в совершенствовании нуждается программное обеспечение - "будет меньше ошибок", изменить график работы в час пик - "люди не будут уходить". Выбирая правильную форму подачи, вы увеличиваете шансы на то, что ваше предложение будет понято и ­принято».

Вовремя сообщайте о проблемах. По мнению Олеси Калиянц, заведующий должен не только уметь в доступной форме доносить до своего коллектива распоряжения, которые получает от руководства, но и поддерживать «обратную связь»: «Не нужно замалчивать проблемы: похвально, если вы можете самостоятельно справиться со сложными ситуациями, но иногда лучше сообщить об этом руководству, не откладывая решение проблем в долгий ящик». При этом, добавляет эксперт, если непонятно, как разрешить ту или иную проблему, не нужно отправлять к вышестоящему руководству подчиненного - лучше проконсультироваться самостоятельно: «Таким образом, первостольник получит от вас не только указания, но и помощь в решении текущих проблем, что укрепит ваш авторитет в ­коллективе».

Наталья Лаптева

начальник отдела персонала сети аптек «Максавит»:

«Важно распределить задачи так, чтобы у подчиненных не складывалось впечатления, что заведующая ничего не делает: руководитель должен работать лучше и больше ­всех»

Шаг 5. Справиться со стрессом

Работа заведующего аптекой - многообразна, резюмирует Олеся Калиянц: если провизору или фармацевту достаточно выполнять свои обязанности, то заведующей нужно еще уметь проконтролировать работу подчиненных. В том числе - вникнуть во внештатные ситуации, которые могут возникнуть в аптеке, комментирует эксперт: «Большая часть сложных ситуаций связана с возвратами: несмотря на то что по закону это запрещено, зачастую люди все равно приходят и просят обменять или принять к возврату лекарственное средство. Бывает, что это перерастает в конфликт, и к решению проблемы подключается заведующая: главный навык здесь - уметь, не переходя на крик, объяснить покупателю, почему невозможно вернуть ­деньги».

Как следствие, новоиспеченный заведующий может очень быстро «выгореть», если вовремя не научится отрешаться от рабочих проблем - хотя бы на какое‑то время, комментирует Мария Трухина: «Первое время будет нелегко - придется учиться всему и сразу, возможно, и задерживаться на работе. Главное в адаптационный период - сохранить спокойствие: грамотно распределять время, планировать свою работу и, конечно, отвлекаться в свободное время: старайтесь решать рабочие проблемы на работе, чтобы дома они вас не ­тревожили».







2024 © binary-option.ru.