Как называется техника из пластилина. Рисование пластилином (пластилинография): основные приемы


Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

10680

Пластилинография (или пластилиновая живопись) - это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.

Занятия можно начинать с двух - трёх лет , обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии "Открытка с пингвиненком". Для детей старше 5 лет, с мамой 3+.



Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии - развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Скачать шаблоны для лепки

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть - семь лет - переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести - семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов - пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам - барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» - изготовление рамок, альбомов и т. п.

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы - сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям - это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества - доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом - мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки - специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы - жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Видео - урок по лепке

Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить - длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику - размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов - палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма - множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов - объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная) . Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности - стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная . В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная . В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная . Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная . В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная . В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида - барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

Лепка из пластилина – одно из первых видов творчества для малышей. Пластилин можно дать ребенку уже в год. Можно пробивать формировать жгутики, кружочки и просто размазывать его на картоне и, конечно же, делать аппликацию из пластилина. Ребенка это точно увлечет на длительное время. Конечно, чем старше, тем сложнее фигурки и аппликации можно сделать. При лепке из пластилина всегда будут задействованы кончики пальцев, что хорошо стимулирует речевое развитие ребенка. Верно, это еще один способ развития мелкой моторики, а также воображения, фантазии, способствует становлению координации действий и улучшает усидчивость.

Виды техник

Различают такие основные виды аппликации из пластилина:

1. Техника размазывания. При такой аппликации можно использовать готовый шаблон или рисунок, а можно дать вою фантазии. Для заполнения рисунка хорошо разминаем пластилин и растягиваем его по листу, заполняя отдельные участки рисунка. Выполнять работу следует аккуратно, не выходя за контуры.

2. Техника квиллинга или техника жгутиков. Пластилиновые аппликации, выполненные этим методом, будут иметь очень необычный и оригинальный вид. Рисунок может быть произвольным, а можно заполнять готовый шаблон. Для выполнения раскатываем тоненькие жгутики пластилина и скручиваем его в нужную форму. Для прикрепления слегка придавливаем к картону.

3. Мозаика из пластилина. Пожалуй, самый распространенный и увлекательный вид аппликации из пластилина для малышей. Эта разновидность предусматривает использование шаблона. Нужно просто отрывать небольшие кусочки пластилина и заполнять ими рисунок.

4. Техника объемной аппликации из пластилина. Подходит деткам постарше. Тут понадобится лишь три вещи: лист картона, пластилин и безграничная фантазия. Ребенок сам придумывает рисунок и создает все его детали из пластилина.

5. Комбинированная аппликация. Тут уж можно использовать все техники, перечисленные выше, используя или не используя шаблон.

Хочется обратить внимание на еще одну очень увлекательную технику — аппликации из пластилина для самых маленьких. К праздникам любая картинка, выполненная в этой технике, произведет фурор. Можно выбрать любую тематическую картинку.

Пластилиновый «Котик»

Покажем на примере аппликации из пластилиновых жгутиков на шаблоне.

Необходимые материалы: заготовленная картинка-шаблон (желательно на картоне), шприц не менее 5 мл, мягкий пластилин разных цветов, стакан с горячей водой.

1. Подготовим первый цвет, с которым будем работать. Сомнем кусочек пластилина так, чтобы он поместился в шприц.

2. Помещаем шприц с пластилином в горячую воду примерно на полминуты (зависит от температуры воды и качества пластилина), так пластилин станет мягче. Медленно выдавливаем пластилин на гладкую поверхность.

3. Повторяем пункты 1 и 2 для других цветов. С помощью этого способа получаются опрятные, одинаковые по толщине жгутики.

4. Приступаем к заполнению аппликации. Выполнять нужно поочередно каждую деталь, заполняя равномерно. Разрывов бояться не следует – берем следующий кусочек и продолжаем.

5. Основная часть работы выполнена. Фон можно выполнить также из пластилина с помощью техники размазывания. В данном варианте предложим просто воспользоваться акварельными красками или гуашью.

«Осень в лесу»

Покажем еще один пример объемной аппликации из пластилина, богатый на детали — «Осень в лесу». Это яркий пример тому, как аппликация из пластилина может быть еще и обучаемой: показать время года, лесных жителей, виды деревьев, миграцию птиц, разновидности грибов.

Нам понадобится: лист картона оранжевого или желтого цвета, мягкий пластилин, досточка и ножик для пластилина.

Рассмотрим выполнение аппликации для детей поэтапно:

1. Из белого пластилина делаем ствол и крепим его примерно посредине листа. Далее формируем ветви.

2. Кончиком ножа изображаем рельефность коре.

3. Черным пластилином доделываем ствол, просто прикрепив кусочки черного пластилина.

4. Теперь пригодится желтый пластилин. Отрываем от него кусочки, слегка прижимая их, прикрепляем к ветвям дерева.

5. Добавим опавшие листья на землю таким же способом.

6. Из белого, коричневого и красного пластилина формируем грибочки – подберезовик и мухоморы.

7. Делаем елочку. Формировать следует снизу накладным методом. «Иголочки» делаем кончиком ножа для пластилина. Крепим ствол к елочке.

Лариса Савчук

Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.

Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.

Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.

Итак, приступаем.

"Оленёнок"

1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).

2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.

От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.

3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.

6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.

Готовую работу оформляем в рамку.

Аналогичным образом делаются и другие работы.

"Подводное царство"

1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.


2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.


3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.


"Божья коровка на ромашке"

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.

2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.


3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.

4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.


Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.

Это одна из моих работ, которые я делала на на конкурс "Русь моя родная", который проходил ещё в ноябре. Она посвящена празднику Преображения Господня, который ещё называют Яблочный Спас. Эскиз я срисовывала с картинки на календаре (отсканировать её, к сожалению, не получилось, принтер категорически отказался это делать).

Это отдельная фотография мамы, которая даёт яблоко девочке. На панно у неё самый красивый наряд, наверное. И самый сложный! Все эти полоски отдельно складывала и прилепливала. Двоюродной сестре особенно понравились ромбики на фартуке. Говорит, как пластмассовые получились!


А вот тут девочка и маленький мальчик. Если честно, мальчик на картине мне больше всех нравится.Назвала его Серёжей. Он у меня за маму спрятался, девочку, испугался, наверное:). У неё, кстати, платье хотела почти такое же сделать, как и у взрослой, но оно немного другое получилось. В корзинке у девочки ягоды.


Вот и последний персонаж, самый героический. Смело лезет за яблоками на дерево, насобирал уже две корзины. В самом углу видно голубя.

Голубь тут немного засветился, но зато видно листья на яблоне. Она у меня объёмная получилась!


Вот в заключение ещё одна фотография. Храм. Крест я слепила из "золотого" пластилина, да ещё и гелем с блёстками приукрасила. Брёвна и доски я вырезала стеком. И "свиток" с надписью. Пыталась сделать под старину. По-моему получилось. На этом всё, но у меня есть и другое панно, его покажу немного позже.Всех с прошедшими Рождеством и Новым Годом, и сегодняшним Крещением!








2024 © binary-option.ru.