Ао аэм технологии атоммаш контакты. История волгодонска


В марте 1975 года строительство «Атоммаша» было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой . 30 августа 1975 года была заложена первая свая производственного корпуса №1. В марте 1976 года строящийся ВЗТМ был переименован в «Волгодонской завод атомного энергетического машиностроения - «Атоммаш». В декабре 1976 года в эксплуатацию была введена первая очередь вспомогательного производственного корпуса №3.

Запуск производства энергетического оборудования на «Атоммаше» был осуществлён уже в 1977 году . Официальное принятие в эксплуатацию первой очереди завода состоялось в декабре 1978 года. Мощность предприятия по производству энергетического оборудования к 1978 году достигла 3 (трёх) миллионов киловатт в год, а к 1979 году - 4 (четырёх) миллионов. В 1981 году на «Атоммаше» был произведён первый реактор для второго энергоблока Южно-Украинской АЭС .

Для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности «Атоммаша», в соответствии с государственной программой социально-экономического развития, в Волгодонске была построена новая часть города со всей инфраструктурой (Новый город). До строительства «Атоммаша» население Волгодонска составляло 35 тысяч человек, а в 1981 году жителей было уже 135 тысяч. По генеральному плану в городе были построены: современные кварталы многоэтажных жилых домов, ясли, детские сады, школы, медицинские учреждения, предприятия торговли и общественного питания, предприятия бытового обслуживания, спортивно-оздоровительные комплексы, культурно-массовые заведения, общественные и административные здания и многое другое. Инфраструктуре «Атоммаша», необходимой для социально-экономического развития любого промышленного предприятия, могли позавидовать многие города и регионы страны. Важным фактом является и то, что расположенный на берегах Цимлянского водохранилища и реки Дон , Волгодонск имеет значительное географическое преимущество перед промышленными городами и регионами не только на Юге России.

В архивных материалах об истории флагмана отечественного атомного машиностроения «Атоммаш» (Учебное пособие «История Донского края», раздел «Строители коммунизма», 1983), в частности, говорится:

«В годы десятой пятилетки на Донской земле развернулась гигантская стройка уникального завода Атоммаш, который будет производить тепловые реакторы для атомных электростанций Советского Союза и братских социалистических стран. Осенним утром 1974 г. в степи близ Волгодонска были вбиты в землю первые колышки, оградившие 600 га площади будущего гиганта. … В канун открытия XXVI съезда партии, в феврале 1981 г., изготовлен корпус первого Донского реактора. Рядом с заводом на берегу Дона вырастет город-спутник. В июле 1976 г. он принял первых новоселов, a всeгo в его благоустроенных многоэтажных домах будут жить 750 тыс. строителей, рабочих, инженеров и их семьи.».

Производственная специализация

Проектная мощность «Атоммаша» - 8 комплектов реакторного оборудования в год. В 1989 году предприятие произвело 4 полных комплекта оборудования. «Атоммаш» создавался как специализированное предприятие по выпуску продукции для ядерной энергетики . Производственное объединение «Атоммаш» являлось ключевым предприятием в системе Министерства среднего машиностроения СССР и выпускало широкий ассортимент высокотехнологичного оборудования для атомной энергетики и промышленности. Это предприятие производило ядерные реакторы типа ВВЭР , в том числе и СУЗ , парогенераторы , сепараторы-пароперегреватели и другое оборудование. На «Атоммаше» был изготовлен корпус реактора АСТ-500 для первой атомной станций теплоснабжения - Горьковской АСТ , а также узлы термоядерной установки «Токамак Т-15» со сверхпроводящим соленоидом , дающей поле индукцией 3,6 Тл для Всего же продукция завода насчитывала 125 наименований изделий для атомных электростанций. Продукция «Атоммаша» в разное время поступала на многие атомные электростанции, в том числе на Ростовскую , Балаковскую , Крымскую и другие. До аварии на Чернобыльской АЭС «Атоммашем» было выпущено более 100 единиц высокотехнологичного оборудования для атомных электростанций , в том числе 14 реакторов ВВЭР-1000 , из которых 5 остались на предприятии. В период банкротства АООТ «Атоммаш» эти изделия по резко заниженной остаточной балансовой стоимости (за бесценок) перешли в ОАО «ЭМК-Атоммаш». Впоследствии часть изделий в виде компонентов (деталей) стала предметом споров и разбирательств в Арбитражном суде Ростовской области по искам между ОАО «ЭМК-Атоммаш» и Государственным предприятием «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» по Делу №А53-21263/2005, но уже в многократно увеличенных ценах, а затем в Кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по Делу №А53-4049/2006 с вынесением им Постановления от 23.03.2010.

Производственные площади «Атоммаша» составляли около 6 миллионов кв. метров. Большая часть оборудования на «Атоммаше» была импортной и приобретённой у таких ведущих западных компаний как Mannesmann AG , ESAB , Italimpianti, Varian и других предприятий. Качество оборудования для атомной энергетики, производимое ПО (АООТ) «Атоммаш», было подтверждено сертификатом ASME (Американского общества инженеров-механиков).

Почтовая марка СССР 1981 года - АТОММАШ

Помимо комплектного оборудования для АЭС по своему основному профилю, АООТ «Атоммаш» был способен производить свыше 1000 наименований современной конкурентоспособной продукции промышленного назначения и товаров народного потребления , в том числе: оборудование для энергетических (включая тепло- , гидро- и ветроэлектростанций), металлургических, горных, нефтегазодобывающих и перерабатывающих комплексов, компактные мини-заводы по нефтепереработке с производительностью от 50 до 500 тыс тонн в год, конструкции для морских и речных грузовых и нефтеналивных портов , контейнеры для транспортировки и захоронения радиоактивных отходов , железнодорожные цистерны для перевозки жидкого газа, установки для опреснения морской воды , биоэнергетические установки для переработки отходов животноводства в удобрение с производством тепла и электроэнергии, оборудование для ракетно-космической индустрии и многое другое. «Атоммаш» мог изготавливать оборудование и изделия с толщиной стенок от 1 до 400 мм, диаметром до 22 м, длиной до 80 м, весом до 1000 тонн. «Атоммаш» экспортировал свою продукцию в различные страны мире, включая Германию , США , Францию , Китай , Японию , Индию , Сингапур , Болгарию , Грецию , Турцию , Иран , Кубу , Индонезию и др.

Изготовление основного оборудования на «Атоммаше» осуществлялось в режиме замкнутого цикла, начиная от получения заготовки и заканчивая отгрузкой готового изделия. Для отгрузки и транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных грузов на Цимлянском водохранилище был построен спецпричал, оснащённый двумя мощными кранами общей грузоподъёмностью 1200 тонн.

До 1990 года выпуск годовой продукции на ПО «Атоммаш» составлял порядка 130 тысяч тонн; число работающих на предприятии - 21 тысяча человек.

Приватизация и акционирование

Логотип ПО (впоследствии АООТ) Атоммаш в 80-90-е гг

Значок «Атоммаш» (70-80-е гг)

Значок «Атоммаш - Волгодонск» (70-80-е гг)

Медаль в честь пуска первой очереди «Атоммаша» (1978)

По Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.08.1992 за №1542-р государственное предприятие атомного энергетического машиностроения Производственное объединение «Атоммаш» было преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Атоммаш». Преобразовав «Атоммаш» в акционерное общество , государство сохранило ему особый статус предприятия федерального значения, входящего в список стратегических объектов, не подлежащих банкротству.

Юридический статус Производственного объединения «Атоммаш» после его акционирования - Акционерное общество открытого типа «Атоммаш», сокращённое название - АООТ «Атоммаш» (г. Волгодонск Ростовской области). По состоянию на 1997 год, предприятие АООТ «Атоммаш» являлось акционерным обществом. При этом доля в 30% акций плюс одна «золотая акция » продолжали оставаться закреплёнными за государством и контролировались Росимуществом . Остальные 70% акций принадлежали частным лицам и компаниям, из которых самым крупным акционером (с долей в 28,5% акций) являлось московское предприятие ЗАО «Концерн ЯКОНТО».

Банкротство 1995–1999 гг.

По Распоряжениям Председателя Совета Министров Правительства РФ Черномырдина В.С. от 30.08.1993 за №1546-р , от 25.03.1994 за №378-р и от 08.09.1994 за №1437-р , в целях сохранения уникальных специализированных мощностей для атомной энергетики и поддержки развития АООТ «Атоммаш» из бюджета были выделены целевые кредиты под низкие проценты. Однако в 1994 году эти кредиты направлялись в коммерческие структуры, и лишь затем предоставлялись «Атоммашу» в виде кредитов, но уже по запредельно высокой процентной ставке. Так, с июля по август 1994 года «Атоммашу» были навязаны коммерческие кредиты, выданные через ВФ КБ «Донинвест» под 216% годовых. Таким образом, организаторы банкротства добились быстрого роста задолженности АООТ «Атоммаш» перед кредиторами-посредниками. Несмотря на то, что сумма задолженности «Атоммаша» составляла всего лишь малую часть балансовой стоимости его активов, а балансовая стоимость «Атоммаша», в свою очередь, была в десятки раз меньше его рыночной цены, именно эта задолженность послужила предлогом для Территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) в Ростовской области, чтобы инициировать банкротство промышленного гиганта, которое подрывало экономическую безопасность страны.

В письме Министра РФ по атомной энергии Михайлова В.Н. от 21.05.1996 за №Д-М-27/4-01 Председателю Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Государственной Думы РФ Гусеву В.К. сообщается, что на основании Поручения Правительства РФ от 04.10.1995 за №П-593нс, Минатом России направил в Госкомимущество России, в ФУДН при Госкомимуществе России и Главе Администрации Ростовской области обоснованное предложение о конвертации «золотой акции» в обыкновенную и закреплении нереализованного пакета акций АООТ «Атоммаш» на срок до трёх лет в государственной собственности. Но это предложение не получило поддержки в указанных выше инстанциях, в результате чего Минатом России утратил возможность влиять на принятие решений по деятельности АООТ «Атоммаш». Таким образом, приняв решение о введении на предприятии внешнего управления и не поддержав предложение Минатома России в интересах государства, всю ответственность за дальнейшую судьбу АООТ «Атоммаш» взяли на себя Госкомимущество России, ФУДН при Госкомимуществе России и Администрация Ростовской области.

Первый заместитель Министра РФ по атомной энергии Рябев Л.Д. в своём письме от 12.09.1996 за №03-2739 Генеральному директору ФУДН Мостовому П.П., Первому заместителю Министра финансов РФ Вавилову А.П. , Первому заместителю Министра экономики РФ Уринсону Я.М. , Главе Администрации Ростовской области Чубу В.Ф. и Председателю Федерации профсоюзов Ростовской области Воронину В.П. предложил реальный План по спасению АООТ «Атоммаш» от банкротства, состоящий из следующих основных пунктов:

Но конструктивные предложения Минатома России не нашли должного понимания и поддержки. По представлению и лоббированию Руководителя Терагентства ФУДН в Ростовской области Грамотенко Т.А. Арбитражный суд Ростовской области назначил Внешним управляющим АООТ «Атоммаш» Степанова А.Ю., который в то время был Первым Вице-Президентом, а с 1996 года Генеральным директором АООТ (ОАО) «Энергомашкорпорация» (ЭМК). В составе Учредителей АООТ ЭМК были предприятия, которые являлись конкурентами АООТ «Атоммаш», что противоречило российскому антимонопольному законодательству . Счётная палата Российской Федерации установила, что всего за один год «Энергомашкорпорации» удалось скупить 10,8% акций и более 40% долгов по кредитам «Атоммаша», что, согласно международным нормам, демонстрирует явный конфликт интересов.

Глава Администрации Ростовской области Чуб В.Ф. воспользовался письмом Минатома России от 12.09.1996 за №03-2739 по выводу АООТ «Атоммаш» из кризиса в интересах деятельности Внешнего управляющего АООТ «Атоммаш» Степанова А.Ю. В своём обращении к Генеральному директору ФУДН Мостовому П.П. от 19.09.1996 за №1/6049 Чуб В.Ф. просил разрешить списать за счёт уменьшения добавочного капитала стоимость объектов основных фондов и объектов незавершённого строительства АООТ «Атоммаш» (по списку) на сумму 878 миллиардов рублей. Это вело к уменьшению активов предприятия, остаточная балансовая стоимость которых и без того была резко занижена. При этом Губернатор Чуб В.Ф. не имел никаких полномочий от большинства акционеров АООТ «Атоммаш» обращаться с официальной просьбой к Генеральному директору ФУДН Мостовому П.П. об утверждении уценки стоимости и списания имущества, являвшегося по Закону РФ собственностью тысяч равноправных акционеров, среди которых самому государству принадлежало 30% акций АООТ «Атоммаш».

Однако в действительности, введённый в действие по решению Арбитражного суда Ростовской области «План проведения внешнего управления по финансовому оздоровлению АООТ «Атоммаш» на период с 29.11.1995 по 29.05.1997» не привёл к стабилизации ситуации. На предприятии продолжала расти задолженность по зарплате, резко сокращалось число рабочих мест, росла социальная напряжённость и в городе Волгодонске. На фоне резкого уменьшения физического наличия и балансовой стоимости активов АООТ «Атоммаш» резко увеличивался удельный вес его кредиторской задолженности, растущий в геометрической прогрессии . Свою крайне негативную роль сыграли многократные уценки и распродажа за бесценок имущества АООТ «Атоммаш», приведшие к обвалу капитализации и стоимости активов промышленного гиганта. Результатом заведомо неэффективного арбитражного управления на АООТ «Атоммаш» стало вынесение Арбитражным судом Ростовской области решения о признании предприятия банкротом. Формально АООТ «Атоммаш» был принудительно ликвидирован 25 ноября 1999 года.

Таким образом, банкротство АООТ «Атоммаш» фактически было осуществлено в интересах созданного на его площадях ОАО «ЭМК-Атоммаш», к которому и перешли всё ликвидное имущество и производственные фонды АООТ «Атоммаш». После принудительной ликвидации АООТ «Атоммаш» его уникальным имущественным комплексом владели разные аффилированные лица ОАО «ЭМК-Атоммаш», в том числе ООО «Энергомаш-Атоммаш», а затем ЗАО «Энергомаш-Атоммаш» из Группы предприятий «Энергомаш».

В ходе банкротства «Атоммаша» были умышленно доведены до запредельно низких цен не только его активы. Цеха и технологическое оборудование предприятия были переданы в аренду различным товариществам с ограниченной ответственностью (ТОО) на заведомо убыточных для «Атоммаша» условиях. По многократно заниженным ценам в ТОО передавали стратегическое сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты . Продукция, произведенная этими ТОО на площадях «Атоммаша», продавалась с выгодой только для ТОО и с ущербом (убытками) для АООТ «Атоммаш», на который эти ТОО перекладывали свои издержки. Отчуждались и принадлежавшие «Атоммашу» большие непрофильные активы и обширные территории, включая сельскохозяйственные предприятия с их землями.

Банкротство стратегического для России предприятия вызвало большой резонанс в Администрации Президента РФ и в Правительстве РФ . Так, в своём письме Заместителю Председателя Правительства РФ Христенко В.Б. от 28.03.2001 за №А21-1175, Первый Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ Фрадков М.Е. просил провести расследование действий Федеральной службы России по финансовому оздоровлению (банкротству) в отношении АООТ «Атоммаш».

Проверка фактов банкротства АООТ «Атоммаш», проведённая Счётной палатой Российской Федерации на основании обращения Комитета по промышленности, строительству, транспорту и наукоёмким технологиям Государственной Думы Российской Федерации от 21.10.2000 за №3.11-21/1312, установила, что при участии конкретных должностных лиц государству был нанесён огромный материальный ущерб. Это подтверждает, что банкротство АООТ «Атоммаш» было осуществлено с целью лишить собственности его основных акционеров - само государство и ЗАО «Концерн ЯКОНТО» (Россия, Москва), а следовательно, и контроля за управлением производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью промышленного гиганта. В частности, государство лишилось 30% акций АООТ «Атоммаш». По результатам аудиторской проверки Коллегия Счётной палаты Российской Федерации вынесла соответствующее Постановление от 22.02.2002 за №6(289).

Михайлов В.Н., Министр РФ по атомной энергии (1992–1998 гг.), вспоминал в 2008 году:

«... мы не смогли удержать Атоммаш. Вырвавшись на рыночную свободу, это головное машиностроительное предприятие для АЭС, лишившись отраслевой живительной поддержки и финансовой подпитки, уже в течение двух лет скатилось в экономическую яму, из которой не может выкарабкаться до сего времени. Прискорбно, что коллектив Атоммаша не дал отпор группе лиц, делающих личную сомнительную общественно-экологическую карьеру путем борьбы со строительством Ростовской АЭС и клеветы на российскую атомную энергетику и промышленность. Сейчас, с пуском первого блока Волгодонской АЭС, они посрамлены. Вред же, который был нанесен жителям Волгодонска, всего Донского края остается на их совести, конечно, если она у них есть. <…> Мне было обидно за приватизацию Атоммаша, без ведома министра, просто по законам и порядкам, которые тогда устанавливали губернаторы, считая, что атомщики - дойная корова, а туда вкладывать деньги не надо будет. Так страна потеряла флагмана отечественного машиностроения для АЭС.».

25.12.2009 Депутат Государственной Думы РФ Лисицын А.И. направил Председателю Правительства РФ Путину В.В. письмо за №ЛИС-767/ГД с просьбой провести независимое расследование банкротства АООТ «Атоммаш» на основе аудиторской проверки Счётной палаты РФ и вынесенного её Коллегией Постановления от 22.02.2002 за №6(289). Заместитель Генерального прокурора РФ Гринь В.Я. в своём ответе от 01.02.2010 за №16/2-4315-07 в Госдуму РФ сообщил, что по факту банкротства АООТ «Атоммаш» Следственное управление при УВД по Волгодонску провело проверку. Однако УВД не приняло во внимание материалы Счётной палаты РФ, поэтому постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено и назначена дополнительная проверка, которая, в свою очередь, также не дала результатов. Не удовлетворённый отсутствием результатов в организации независимого объективного расследования по делу о банкротстве АООТ «Атоммаш», 21.12.2010 Депутат ГД РФ Лисицын А.И. обратился к Президенту РФ Медведеву Д.А. с обоснованным письмом за №ЛИС-1282/ГД, в котором просил дать специальное поручение компетентным органам обеспечить защиту национальных интересов России при проверке Контрольным управлением Президента РФ (исх. №A8-6296-5 от 02.11.2010) преднамеренного банкротства АООТ «Атоммаш», не имеющего аналога по своим масштабам. 08.07.2011 Президент РФ Медведев Д.А. дал Поручение за №Пр-1948 Председателю Правительства РФ Путину В.В. рассмотреть вопрос о приобретении имущественного комплекса бывшего АООТ «Атоммаш» в интересах Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» , а Министру Внутренних Дел РФ Нургалиеву Р.Г. - провести дополнительную проверку материалов о преднамеренном банкротстве АООТ «Атоммаш», представленных Генеральной прокуратурой РФ , и при наличии оснований принять соответствующее процессуальное решение .

Современность

В условиях рыночных отношений АООТ «Атоммаш» становится многопрофильным. Предприятие переходит к производству технологического оборудования для целого ряда отраслей промышленности и транспорта: нефтеперерабатывающей, металлургической и т.д. К реализации стали приниматься и отдельные единичные заказы: для проекта Морской старт на «Атоммаше» изготовили 140-тонный установщик для подъема и установки ракеты на пусковой стол. В 1998 году на атомную тематику приходилось около 30% от объемов производства предприятия, второе место занимало изготовление оборудования для металлургической промышленности (25,2%), третье место - оборудование для нефтегазохимической промышленности (10,9%).

В 2000-е годы 80% объемов производства предприятия приходилось на изготовление оборудования для нефтепереработки и газохимии, 10% - на оборудования для АЭС и 10% - производство компонентов для газовых турбин и прочего оборудования. В начале 2000-х годов одним из основных видов деятельности предприятия стало производство по заказу АК «Транснефть» шиберных задвижек для магистральных нефтепроводов (с 1999 года) , свернутое к середине 2000-х годов. С 2002 года на мощностях, принадлежавших обанкроченному АООТ «Атоммаш», осуществляется серийное производство газовых турбин для ТЭЦ малой мощности (до 36 МВт). К 2003-му году численность работников на заводе сократилась до 4300 человек при объёме выпуска продукции в 1,4 миллиарда рублей.

В 2004 году руководство предприятия объявило о сокращении в четыре раза выпуска продукции для предприятий атомной энергетики и ориентации основного производства на потребителей в газовой отрасли. С 2009 года на мощностях бывшего АООТ «Атоммаш» возобновлено производства оборудования для АЭС. В настоящее время в России предприятие является монопольным производителем устройств локализации расплава для АЭС. В перспективе на «Атоммаше» возможна организация производства корпусов свинцово-висмутовых быстрых реакторов СВБР-100 (мощность 100 МВт), разработанных подольским ОКБ «Гидропресс» для АЭС малой и средней мощности. Поставка первого реактора намечена на 2014 год.

Среди крупнейших постоянных заказчиков предприятия - такие компании как ЛУКОЙЛ , Атомэнергомаш , ГАЗПРОМ , Роснефть , Северсталь , Акрон , НЛМК , Еврохим , ТНК-ВР и многие другие.

21 марта 2009 года Сергей Кириенко вновь посетил «Атоммаш» вместе с Председателем Наблюдательного Совета ГК «Росатом» Сергеем Собяниным . «Атоммаш» интересен и с точки зрения развития конкуренции в атомной отрасли, - заявил Кириенко, – А «Атоммаш» может стать конкурентом не только для российских, но и для зарубежных производителей оборудования атомных электростанций.

В ноябре 2012 года впервые после 26-летнего перерыва Филиал ЗАО «АЭМ-технологии» в г.Волгодонск (промышленная площадка «Атоммаша») приступил к комплектному изготовлению атомного реактора . Реактор типа ВВЭР-1200, изготавливаемый Филиалом ЗАО «АЭМ-технологии» в Волгодонске, станет сердцем реакторной установки Балтийской АЭС . Этот тип оборудования является основным для завода, который проектировался и строился для изготовления уникального корпусного оборудования атомной тематики.

18.10.2011 Депутат ГД РФ Лисицын А.И. направил Президенту РФ Медведеву Д.А. письмо за №ЛИС-1676/ГД с просьбой поддержать предложение ООО «ЯКОНТО» (Россия, Москва) по восстановлению статус-кво АООТ «Атоммаш» через реализацию «Проекта-А» или альтернативного ему варианта, изложенного в письме ООО «ЯКОНТО» Президенту РФ Медведеву Д.А. (исх. №111018-А01 от 18.10.2011). В ответе от 06.04.2012 за №1-13/12160 в адрес ООО «ЯКОНТО», являющегося полным правопреемником ЗАО «Концерн ЯКОНТО» и мажоритарным акционером АООТ «Атоммаш», на его обращение к Президенту РФ Медведеву Д.А. (исх. №120227-А01 от 27.02.2012) и по поручению Аппарата Правительства РФ , Заместитель Генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Комаров К.Б. сообщил, что Госкорпорация разделяет озабоченность текущим состоянием производственного комплекса «Атоммаш», продолжающего являться одним из крупнейших в России предприятий энергетического машиностроения, поскольку на мощностях последнего размещаются заказы на производство оборудования для нужд атомной отрасли. В ответе ГК «Росатом» в ООО «ЯКОНТО» сообщается также, что вопрос возможности и порядок реализации «Проекта-А» (по восстановлению статус-кво АООТ «Атоммаш») находится в ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом («Росимущество»), к компетенции которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 за №432 относится защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В отношении собственника Группы предприятий «Энергомаш» Александра Степанова (бывшего Арбитражного управляющего АООТ «Атоммаш») Следственным комитетом при МВД России было возбуждено уголовное дело . Степанову инкриминируют неправомочное получение в ОАО «Сбербанк России» коммерческого кредита в размере 12,7 миллиардов рублей. Уголовное преследование Александра Степанова было инициировано по личному Заявлению Президента «Сбербанка» Германа Грефа . По завершении расследования дела, его передали в Пресненский суд г. Москвы (Дело №1-149 / 2012, ст.30 ч.3, ст.159 ч.4 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере и

«Когда злые ветры укладываются спать где-то далеко-далеко в Сальских степях и опадает поднятая ими рыжая пелена невидимых песчинок, на краю молодого красивого города открывается зелено-голубая цепочка корпусов. Будто само Цимлянское море выплеснулось в степь и застыло четкими кубами и параллелепипедами. Это - Атоммаш. Он вырос здесь, чтобы по воле партии и народа стать гигантом отечественного энергомашиностроения с четко отлаженным поточным производством ядерных установок различных типов и мощности».

Это цитата из книги «Я - Атоммаш» 1987 года издания. Уже случилась чернобыльская катастрофа и шла вовсю перестройка, а авторы сборника еще жили ощущениями предыдущей эпохи. Эпохи больших всесоюзных строек, грандиозных планов ввода десятков АЭС - необходимость решения колоссальных по объему задач вселяла в людей уверенность в завтрашнем дне и чувство важности дела, которым они занимаются. «Завод строился и выпускал оборудование одновременно, - рассказывает главный инженер “Атоммаша” Александр Фридрихович Гроо. - Здесь не было никакого застоя - люди трудились и все время достигали какого-то результата. И представьте, потом приходят ко мне, молодому энергетику, мои же коллеги из парткома, которые знают меня как облупленного, и говорят: “Ты начал перестраиваться?” А зачем мне это? Я как работал, так и продолжаю работать, перестраиваться мне некогда. Неуверенность какая-то появилась, а за всем этим пришел и развал. Сейчас ко мне, уже немолодому энергетику, и к моим товарищам уверенность снова возвращается: мы ведь через четверть века вернулись домой - в “Росатом”».

На сегодняшнем «Атоммаше» все эти эмоции - надежда и целеустремленность, уверенность и деятельная активность - бросаются в глаза. Встречаясь больше с технарями, я видел: люди и правда это чувствуют и, главное, знают, что делают, знают, как будет прирастать их завод. Я подпал под обаяние того важного дела, которым занимаются сейчас здесь эти люди, как, наверное, когда-то, в середине 80-х, авторы сборника «Я - Атоммаш».

«Вы напишите правильно про наш завод, - требовал заводской водитель, встретивший меня в аэропорту Ростова, - а то даже мои соседи не верят, что у нас все живое на заводе, брешут, что в цеху крыши нет, стекла выбиты, все станки разворованы или раскурочены, а за новый реактор мы выдали еще советский. Я им говорю: сходите на завод сами, старые дуры, там экскурсии есть, дети, студенты ходят, и вы с ними - да куда там. Напишите - московскому журналу поверят». Поводом для поездки на «Атоммаш» послужила отгрузка корпуса реактора ВВЭР для Белорусской АЭС - первого выпущенного на заводе после почти тридцатилетнего перерыва и первого постсоветского, сделанного не «Ижорскими заводами» - предприятием, в структуры «Росатома» никогда не входившим.

Город у Красного Яра

«Атоммашу» предстояло стать самым крупным и технологичным в мире заводом по производству атомного оборудования, на котором планировалось наладить конвейерное производство крупногабаритных корпусных изделий. Задумывали его еще в 1960-е, когда поднимавшаяся советская экономика начала сталкиваться с растущим дефицитом электроэнергии, и, просчитав энергобалансы, хозяйственники решили покрывать его в европейской части страны за счет массового ввода атомных энергоблоков на базе реакторов ВВЭР. Предполагалось, что три-четыре комплекта оборудования в год будут выпускать уже набравшие в то время оборот «Ижорские заводы», еще до восьми - будущий «Атоммаш». В 1969 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Волгодонского завода тяжелого машиностроения, а через полтора года запустили и стройку. Сам город Волгодонск вырос в конце 1940-х вместе с Волго-Донским судоходным каналом, еще одной грандиозной стройкой социализма, - тогда здесь построили порт, центр удобной транспортной логистики с выходом через Дон и Волгу ко всем приграничным морям европейской части Союза, а во время строительства нового завода город фактически пережил свое второе рождение.

Сначала дело шло неторопливо: шли земляные работы, к Красному Яру, местечку неподалеку от города, подтягивалась инфраструктура, но после принятия технического проекта в 1974 году и объявления стройки всесоюзной комсомольской дело пошло намного быстрее. Катализатором этого колоссального по масштабам дела называют Виктора Васильевича Кротова, одного из главных инициаторов и кураторов строительства завода. Он один из тех великих технократов, почти неизвестных сегодня, кому мы должны быть благодарны за создание промышленной и энергетической инфраструктуры страны, которую мы до сих пор используем. Сначала Виктор Кротов курировал «Атоммаш» в должности первого заместителя министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, а с 1975 года - в качестве министра энергетического машиностроения СССР. И если в 1975 году на строительстве завода работало 13 тысяч строителей и монтажников, то уже через два года, в том числе его стараниями, - 27 тысяч.

Михаилу Федоровичу Тарелкину, второму директору «Атоммаша», как вспоминает хранитель заводского музея и бывший заместитель начальника корпусного оборудования предприятия Владимир Борисович Козлов, не пришлось долго убеждать министра, что уже на этапе строительства надо начинать обучать специалистов для основного производства: «С этой целью молодых людей из разных институтов отправляли на специальный факультет МФТИ, где учили обращаться с оборудованием первого контура АЭС, потом стажировали их на Ижорском заводе, а самые толковые из них позднее заняли здесь руководящие должности».

Завод был новаторским для своего времени. Идея была такова, поясняет Александр Гроо: технологические потоки группировать таким образом, чтобы логистика для снижения затрат в организации технологического процесса была оптимальной. Предполагалось, что заготовка заходит в один конец корпус корпуса, а в другом - выходит готовый реактор. Первый корпус длиной 720 метров и площадью около 30 гектаров так и организован, в нем размещены линии по производству основного оборудования всего первого контура: и реактора, и парогенератора, и сепараторов-пароперегревателей, и других сопутствующих устройств.

«Такой подход в наше время значительно упростил задачу специалистов, восстанавливающих атомное производство на заводе и внедряющих производственную систему “Росатома”, направленную на качественное повышение производительности труда», - рассказал «Эксперту» технический директор предприятия Андрей Анатольевич Марченко. В 1970-е же создание подобных технологических линий потянуло за собой новые строительные технологии - для ускорения строительства был применена схема совместного проектирования и строительства, и привычная практика, когда строили корпус, а уже затем к нему привязывалось оборудование, была перевернута с ног на голову: на «Атоммаше» к выстраиваемым технологическим линиям сначала подбирались лучшие в мире станки (60 процентов завезли из-за границы), а под них уже строители возводили коммуникации и каркас, и в конце их закрывали быстровозводимым материалом каркасного типа - сэндвич-панелями и мягкой кровлей. Причем планировали, думая о перспективах на десятилетия: заказ станочного оборудования, планировка цехов - все делалось с расчетом на выпуск корпусов реакторов до двух гигаватт единичной мощности, то есть в два раза большей, чем у серийного ВВЭР-1000.

Стратегия на спичечной коробке

Строительство шло круглосуточно. Штаб стройки возглавлял второй секретарь обкома, члены ЦК и министерские работники приезжали один за другим, из министерств - все с инженерным опытом, рассказывает главный инженер Гроо: «Тот же Кротов по приезде сразу шел в цеха, у него была привычка, сначала казавшаяся смешной: проходя по цехам, он писал что-то на спичечном коробке - а сколько там, казалось бы, можно записать? Но после он клал ее, исписанную какими-то знаками, перед собой и проводил, поглядывая только на эти записи, очень дельные технические совещания - настолько досконально он знал свое детище, что мог ставить и тактические, и стратегические задачи, пользуясь лишь несущественными подсказками».

В 1979 году с «Ижорских заводов», где тогда была сосредоточена вся отечественная металлургическая и машиностроительная база для выпуска реакторных установок ВВЭР, на «Атоммаш» привезли обечайки - заготовки для корпуса реактора. Несмотря на тщательную предшествующую подготовку, при изготовлении первого корпуса реактора на новом месте столкнулись с многими неожиданностями, вспоминает Владимир Козлов. Для работы над ответственным изделием умелых специалистов пришлось искать по всему Союзу, привлекали профессионалов даже из Комсомольска-на-Амуре, где они собирали атомные подводные лодки. «Хотя теоретически подготовлены мы были неплохо, на практике многие нюансы нас ставили в тупик, ижорцы нам тогда здорово помогали и водили нас буквально на коротком поводке, чтобы со всеми трудностями справиться». В результате уже в 1981 году первая атоммашевская реакторная установка отправилась на Южно-Украинскую атомную станцию, где она до сих пор успешно эксплуатируется.

Если хроника возведения «Атоммаша» расписана детально, то о планах и даже о начале строительства здесь же, в Волгодонске, еще одного предприятия - «Энергомаша», не уступающего «Атоммашу» по грандиозности замаха, известно меньше. Предполагалось, что на площади более двух квадратных километров должен разместиться донской аналог «Ижорских заводов», то есть металлургический и машиностроительный комплекс со сталеплавильными, прокатными подразделениями, передающими эстафету изделий в металлообрабатывающие и машиностроительные цеха. Этому промышленному гиганту предстояло трудоустроить более 20 тысяч человек, но сначала «Атоммаш» оттягивая на себя все ресурсы, тормозил этот проект, а окончательно он остановился после почетного смещения в 1983 году с министерского поста Виктора Кротова, главного волгодонского лоббиста. В единый производственный комплекс с «Атоммашем», который остался без своей металлургии, предписывалось вписаться краматорской «Энергомашспецстали», расположенной примерно в 450 километрах от Волгодонска. «Энергомаш» как металлургический проект окончательно встал после аварии на Чернобыльской АЭС, усилившей начинавшийся спад советской экономики.

«Атоммаш» в советское время успел выпустить 13 реакторов - пять ВВЭР-1000 работают теперь на украинских атомных станциях, два тысячника в России - на Ростовской и Балаковской АЭС, еще один АСТ-500 был установлен в Горьком на так и не заработавшей атомной ТЭЦ, а пять корпусов остались невостребованными из-за остановки строительства атомных станций после Чернобыля.

Оставшиеся без заказов атомной отрасли заводчане перенастроили часть простаивающих линий на производство оборудования для нефтяников и газовиков, химиков и металлургов. В соответствии с веяниями того времени приступили и к выпуску товаров народного потребления - багажников для «Жигулей», металлических изделий для школьной мебели. Позже в соответствии с Законом об аренде 1989 года, по которому трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие, завод разделился на сотню предприятий, которые начали огораживаться заборами прямо внутри цехов. В середине 1990-х предприятие обанкротилось, и к управлению пришла «Энергомашкорпорация». К этому холдингу, объединявшему многие предприятия, в том числе ключевые для атомной отрасли, как, например, подольский ЗиО, входящий сейчас в структуру «Росатома», разное отношение, рассказывает Александр Гроо. Но на начальном этапе руководитель этой компании и бывший директор «Атоммаша» Владимир Герасимович Овчар «вытащил завод из глубокого пике», сумел остановить полное распыление активов и развал предприятия: все кооперативы были выдавлены, основное оборудование завода сохранено, появились бартерные средства на закупку металла и раскрутку завода именно как производителя крупногабаритных изделий, пошли заказы от нефтяников и газовиков, продолжилось изготовление запасных частей для атомных станций. Постепенно активы «Энергомашкорпорации» прибрал к рукам Александр Степанов, затеявший уже в 2000-е грандиозный проект создания в России сотен малых газотурбинных ТЭЦ и создавший на предприятии новое для «Атоммаша» производство самих газовых турбин, в результате чего, по мнению заводчан, во-первых, при нем был сохранен костяк профессионалов, а во-вторых, было обучено много молодежи, которая и сейчас продолжает работать на заводе. Было собрано около 120 турбин, но большая часть из них из-за неверно выстроенной маркетинговой стратегии так и осталась пылиться в цехах (подробнее см. «Как снять чернобыльскую порчу», «Эксперт» № 6 за 2013 год).

В 2009 году «Росатом» сделал первую попытку купить активы «Атоммаша», но они «зависли» из-за долгов «Энергомашкорпорации», оказавшейся под процедурой банкротства, и сделка сорвалась.

Ловушка активной зоны

К этому времени «Атоммаш» нужен был «Росатому» уже позарез. Дело в том, что в корпорации всегда осознавали свою уязвимость и зависимость от единственного на тот момент производителя корпусного оборудования «ядерного острова» - «Ижорских заводов», с 1996 года входящих в группу «Уралмаш-Ижора» («Объединенные машиностроительные заводы», ОМЗ, с 2006 года контролируется Газпромбанком. - «Эксперт»). Поэтому атомное ведомство после прихода туда в качестве руководителя Сергея Кириенко в 2005 году в рамках стратегии создания атомной корпорации полного цикла, от добычи и обогащения урана, производства продукции машиностроения и строительства АЭС до вывода их из эксплуатации и утилизации радиоактивных отходов, стала создавать недостающее звено - энергомашиностроительное подразделение «Атомэнергомаш» (АЭМ). В 2006 году «Росатом» предложил было Газпромбанку создать СП по производству основного оборудования первичного контура АЭС, но сделка не состоялась, так как, по нашим сведениям, Газпромбанку будто бы не понравилась идея увода активов СП в офшор под контролем «Росатома».

Отношения с ОМЗ обострялись на фоне заявленной тогда «Росатомом» чересчур оптимистической, по мнению многих специалистов, программы строительства АЭС, которая требовала быстрого производства оборудования, не оставляя времени на организацию конкурентного производства. В атомном ведомстве небезосновательно поговаривали, что владельцы «Ижорских заводов» пытаются переложить на потребителей решение своих проблем, включая в цену продукции модернизацию своих предприятий и собственную неэффективность, сохраняющуюся как раз из-за отсутствия условий конкурентной соревновательности на внутрироссийском рынке. Без альтернативного поставщика давить на единственного производителя корпусного оборудования первого контура (реактора, парогенератора и ряда крупногабаритных ответственных изделий, таких, к примеру, как ловушка расплава активной зоны, ставшей на каждой новой АЭС в целях повышения безопасности необходимой по умолчанию) было практически бесполезно, по крайней мере, так считали в «Росатоме», который был вынужден принять окончательное решение о развитии собственного энергомашиностроения, начав с консолидации разрозненных заводов, входящих в его собственную структуру на базе «АЭМ-технологий». Так как для производства корпусов реакторов, парогенераторов и других технологических емкостей ни одно из этих предприятий не подходило, а с покупкой «Атоммаша» возникли проблемы, было решено приспособить для этих целей «Петрозаводскмаш» (ПМЗ), предприятие по выпуску бумагоделательных машин, находившееся на момент покупки в 2010 году в тяжелом положении.

Последовавший за этим выигрыш «АЭМ-технологиями» (с базовым производством на ПМЗ) тендера «Росатома» на поставку двух корпусов реакторов для Балтийской АЭС наблюдатели рынка восприняли крайне болезненно, в частности из-за отсутствия в тендерной документации условия о наличии референций у производителя. Справедливости ради стоит отметить, что на переговорах разного уровня ОМЗ, по признанию специалистов, знающих этот рынок, занимали далеко не конструктивную позицию по вопросам ценообразования и до тендера, на котором «Ижорские заводы» выставили цену в 1,7 млрд рублей, а «АЭМ-Технологии», опиравшиеся, как утверждают в компании, на оценки мировых аудиторов, - 0,9 млрд (подробнее см. «Дорогой способ купить дешево», «Эксперт» № 50 за 2010 год). Между тем такой шаг со стороны «Росатома», который можно было бы в известной мере оценить как блеф, привел к тому, что предложение «АЭМ-Технологий» стало базовым на российском рынке и для последующих торгов. Это не мешает «Ижорам» выполнять свои обязательства по изготовлению пяти корпусов реакторов и множества другого важного оборудования для российских и зарубежных АЭС по различным проектам «Росатома». Мало того, корпорация не сможет реализовать свои планы в обозримое время без «Ижорских заводов» даже с учетом «Атоммаша», включение которого в состав «Атомэнергомаша» знаменует формирование собственного вертикально интегрированного энергомашиностроительного комплекса полного цикла. Тем не менее можно, видимо, говорить, что ОМЗ проиграли «Росатому» в корпоративной схватке. Изменить ее результаты, учитывая поддержку «Росатома» на высшем государственном уровне, теперь уже практически невозможно. Монополия Ижорских заводов нарушена.

В том же 2010 году «Росатом» приобрел украинскую «Энергомашспецсталь» в Краматорске, работавшую в советское время в единой технологической связке с «Атоммашем». Естественно, и этот шаг был расценен как удар по подразделению группы «Уралмаш-Ижора» «ОМЗ-Спецсталь», бывшему на тот момент монопольным российским производителем металлургических заготовок для корпусов реакторов и парогенераторов. В самом «Росатоме» создание аналогичного завода и освоение необходимого технологического бэкграунда с нуля - вместо покупки готового предприятия - оценивали в миллиарды долларов и считали, что на запуск и отладку нового производства может уйти больше пяти лет. Удивительно, что, купив активы этого высококлассного металлургического предприятия - одного из немногих удачных хайтек-приобретений за рубежом в практике российских предприятий, по оценке специалистов ведущих металлургических организаций мирового уровня, таких как питерское НПО «Прометей» или столичный ЦНИИТМАШ, «Росатом» вынужден был оправдываться еще пять лет назад. Сейчас, в период злосчастного напряжения между Россией и Украиной из-за неуемной конъюнктурно-чиновничьей любви к Родине и подметных писем патриотов, многие и вовсе стараются умалчивать существование этого теперь отнюдь не импортозамещающего актива. Конечно, географическая близость Краматорска к Славянску не должна придавать владельцам ЭМСС оптимизма, но украинское предприятие за последние годы не сорвало ни одной поставки ни по мировым договорам (это более 70% поставок завода), ни по российским контрактам. Заготовки для реакторов ВВЭР-1200 и парогенераторов для той же Белорусской АЭС и реакторов РИТМ-200 (цена предложения на заготовки для судовых реакторов у отечественной «ОМЗ-Спецстали» была едва ли вдвое не выше, чем у ЭМСС) для новых российских ледоколов были поставлены в срок. Дополнительные гарантии от срыва поставок в Россию - лоббистские возможности самого «Росатома», который проводит топливное и технологическое сопровождение эксплуатации более 15 ядерных реакторов на пяти действующих украинских АЭС, дающих сегодня без малого две трети произведенной в соседней стране электроэнергии.

Люди новой волны

В 2012 году «Росатом» взял «Атоммаш» под свое управление и объявил о планах переноса изготовления корпусного оборудования из Петрозаводска в Волгодонск. «Сомнения по поводу нашего завода были у многих товарищей, - делится со мной директор по качеству предприятия Юрий Этинген. - Тем более что “Атоммаш” прошел тяжелый период, когда останавливалось профильное производство. Но мы уже третий год изготавливаем оборудование для АЭС, и я как человек, сидящий на этом месте, уверен, что делаем это качественно». По его словам, отраслевые руководящие документы диктуют, что если изделие изготавливается на предприятии впервые или после длительного перерыва, то объем контрольных точек должен составлять не менее 50% от числа общих технологических операций. Для оборудования, выпущенного для Белорусской АЭС (кроме реактора это еще четыре парогенератора), эта цифра достигала 80–90%. Так что на различных стадиях производства только корпус реактора проходит 315 так называемых контрольных точек, собирая при этом вчетверо больше подписей ответственных лиц.

Юрию Этингену 34 года, последние восемь лет он работает на заводе, они ровесники с техническим директором Андреем Марченко, и оба из той волны молодежи, которая пришла на предприятие уже в 2000-х. Этинген рассказывает, что в его отделе более половины специалистов успели поработать еще в 1980-е, и они хорошо разбираются в специфике производства корпусного оборудования для ядерного острова, где само изготовление изделия занимает только 40% времени, а 60% уходит на его контроль на различных этапах технологических переделов.

«Что касается кадров, то “Атоммаш” находится в выигрышном положении по сравнению с другими машиностроительными предприятиями, - поддерживает коллегу Андрей Марченко. - На ключевых переделах: на сварочных работах, на механической обработке, сборке, в конструкторском бюро - остались люди с тридцати-, а то сорокалетним опытом работы, и рядом мы, молодые, но уже с атоммашевской закваской. Другие машиностроители жалуются, что у них пенсионеры и пионеры - одни уже ничего не могут, а другие еще ничего не могут. У нас ситуация уникальная, и нам, тридцати-сорокалетним, повезло: у нас были и есть опытные учителя, и мы многое уже умеем сами, а каждая новая отгрузка изделия, созданного своими руками, придает нам больше уверенности. Рискую показаться пафосным, но все же скажу: мы уже понимаем, что сопричастны важному делу, прикоснулись к чуду созидания. Творим историю. И главное, мы видим, что у “Атоммаша” есть перспективы, понятен портфель заказов. Нам виден путь».

«Атоммаш» - крупнейший в России изготовитель оборудования для атомной энергетики. Предприятие расположено в городе Волгодонск Ростовской области. До аварии на Чернобыльской АЭС «Атоммашем» было выпущено более 100 единиц высокотехнологичного оборудования для атомных электростанций, в том числе 14 реакторов ВВЭР-1000 - самых распространённых ядерных реакторов в своей серии.

Продукция «Атоммаша» в разное время поступала на многие атомные электростанции, в том числе на Ростовскую, Балаковскую, Крымскую и другие.


1. С 2012 года «Атоммаш» является филиалом инжиниринговой компании «АЭМ-Технологии», входящей в машиностроительный дивизион «Росатома» «Атомэнергомаш». Это единственная в России компания, производящая полный комплект оборудования реакторного зала АЭС.

2. Листоштамповочный пресс двойного действия с усилием 15 тысяч тонн может штамповать днища из плоской заготовки толщиной до 45 см.

3. Производство корпусного оборудования - здесь собирают и сваривают корпуса реакторов.

4. Кроме оборудования для атомной отрасли, «Атоммаш» производит оборудование для газовой и нефтехимической отраслей. Это в основном крупные сосуды, работающие под давлением, колонное оборудование, трубопроводная арматура.

5. Цилиндрическая обечайка из двухслойного металла - составная часть нефтеперерабатывающей колонны для одного из крупных нефтеперерабатывающих заводов. Диаметр кольца составляет около 10 метров.

6. Установка для автоматической сварки и наплавки под слоем флюса внутренних кольцевых и продольных швов на обечайках различного диаметра.

7. За один проход эта установка может обеспечить наплавку плакирующего слоя до 8 мм.

9. Электрическая дуга горит под слоем флюса между концом сварочной проволоки и свариваемым металлом.

10. Расплавленные электродный и основной металлы перемешиваются в сварочной ванне. Кристаллизуясь, они образуют сварной шов.

11. Сборочно-сварочный участок. Идёт подготовка к контрольным операциям составной части днища для нефтеперерабатывающей колонны. Диаметр днища составляет около 8 метров.

12. Ручная дуговая сварка элементов раскрепления на заготовке днища нефтеперерабатывающей колонны.

14. Толстостенные (до 11 см) обечайки с внутренней антикоррозионной наплавкой являются составными частями корпуса нефтеперерабатывающего реактора.

15.

16. Для сварки толстостенных заготовок используется подогрев зоны сварного шва с помощью электронагревателей.

В данном случае температура заготовок при сварке должна быть не ниже 150°С.

17. Сварочный манипулятор. Предназначен для сварки и наплавки кольцевых швов сферических и эллиптических днищ.

18. Идёт сварка кольцевого шва составных частей днища нефтеперерабатывающего реактора.

19. Длительность непрерывного процесса сварки зависит от толщины свариваемых деталей и может продолжаться более 10 суток.

20. Ручная наплавка внутренней поверхности патрубка на полукорпусе атомного реактора.

21. После сварочных операций производится зачистка всех сварных швов шлифовальными машинками для проведения последующих операций контроля: цветной и ультразвуковой дефектоскопии.

24. Уникальный обрабатывающий центр способен выполнять на тяжеловесных и крупногабаритных заготовках не только токарные операции, но и производить расточку поверхностей. Вес данной заготовки превышает 169 тонн.

27. Корпус парогенератора длиной 12 метров проходит этап механической обработки отверстий на горизонтально-расточном станке INNSE.

28. Данный обрабатывающий центр может с одной установки произвести обработку отверстий по всей длине изделия.

29. Перемещение полукорпуса реактора весом 170 тонн на очередную технологическую операцию.

30. Токарная обработка кромки днища парогенератора под сварку.

31. «Атоммаш» обладает большим парком универсальных токарно-карусельных станков, способных обрабатывать заготовки диаметром до 5 метров.

32. Пролёт изготовления парогенераторов для атомных станций.

33. Теплообменные трубки внутри корпуса парогенератора.

34. Насыщение парогенератора внутрикорпусными элементами и устройствами.

35. Внутрь корпуса парогенератора необходимо установить и приварить к коллекторам порядка 11 тысяч теплообменных трубок - змеевиков.

36. Сварщики.

40. Сборка из двух обечаек диаметром свыше 10 метров с элементами жёсткости. Этот узел скоро станет составной частью огромной нефтеперерабатывающей колонны.

41. Площадь предприятия - 170 га. Протяжённость производственного корпуса - 800 метров. Поэтому работники (в основном, линейный персонал) перемещаются на служебных велосипедах по специальным велодорожкам.

42. Создание кромки под сварку на внутреннем отверстии с помощью механической обработки - расточки.

43. Операция выполняется на станке по заданной программе.

44. Только станки с программным управлением позволяют точно, с заданными параметрами, выполнить повторяющиеся отверстия в толстостенных обечайках.

45. Уникальный процесс развальцовки теплообменных труб внутри коллектора парогенератора. Специалистам необходимо развальцевать, а затем произвести автоматическую сварку и контроли 11 тысяч теплообменных труб в коллекторе.

46. Для выявления дефектов в толстостенных изделиях с толщиной стенки до 45 см применяют установки для рентгенографического контроля. На фото виден процесс подготовки подземной рентгенкамеры, в которую скоро поместят изделие для контроля.

47. Гидравлические испытания ядерного реактора проводят в специально оборудованном подземном стенде.

48. Стенд обеспечивает давление свыше 250 атмосфер и подогревает специально подготовленную воду до 80°С. Именно при таких условиях испытывают реакторы для АЭС.

49. Для перемещения изготавливаемого оборудования внутри корпуса используются мостовые краны различной грузоподъёмности. Конкретно эти краны находятся на отгрузочных позициях. Способны работать в паре и поднимать изделия весом до 1200 тонн.

50. Стропальщик.

51. Сборочно-сварочный участок изготовления внутрикорпусных устройств реактора.

52. Процесс проведения контроля сварных соединений с помощью технологии цветной дефектоскопии.

53. В октябре 2015 году «Атоммаш» изготовил и отгрузил первый корпус реактора типа ВВЭР-1200 для блока №1 Белорусской АЭС. В декабре 2015 года на предприятии был изготовлен комплект парогенераторов МКП-1000 для блока №4 Ростовской АЭС. Сегодня идёт работа над комплектом оборудования для Белорусской АЭС блок №2.

Большое спасибо управлению по связям с общественностью АО «АЭМ-технологии» за организацию фотосъемки!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

ИСТОРИЯ

«Атоммаш» строился с целью комплектного выпуска оборудования для атомных электростанций. Проектная мощность завода, при завершении строительства всех производственных мощностей, могла бы позволить выпускать до восьми комплектов водо-водяных энергетических реакторов мощностью 1000 МВт. (ВВЭР-1000) В годы бурного развития атомной отрасли в Советском Союзе, в 80-е годы, Атоммаш вышел на уровень изготовления четырех комплектов оборудования АЭС в год. За это время производством выпущено более 100 единиц крупного оборудования АЭС. Это реакторы, парогенераторы, транспортно-технологическое оборудование компенсаторы давления, машины перегрузочные, и оборудование биологической защиты.

26 ноября 1969 года - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Волгодонского завода тяжелого машиностроения (ВЗТМ).
22 мая 1970 года - Приказом № 190 по Министерству тяжелого энергетического и транспортного машиностроения СССР была организована комиссия по выбору площадок для строительства заводов Минтяжмаш в районе города Волгодонска.

26 апреля 1971 года в строящемся в г. Волгодонске комплексе заводов атомного машиностроения Василий Александрович Ляпустин назначен директором Главного управления атомного машиностроения и котлостроения.

1972 год Разработан Технический проект завода. Он был рассмотрен экспертизой Минтяжмаша и Главгосэкспертизы Госстроя СССР и утвержден в 1974году.
1974 год Начало строительства завода. Стройка была объявлена Всесоюзной комсомольской. Одновременно с заводом строился город. Финансирование всех работ проводилось под титулом Атоммаша.

18 декабря 1976 года вводится в эксплуатацию первая очередь корпуса №3. По этому случаю состоялся митинг, и запуск корпуса №3 был приурочен ко Дню рождения Л.И. Брежнева).
1978 год – Завершение строительства первой очереди производственного корпуса №1.
1979 год - Начало работ по изготовлению корпуса реактора в 1 производственном корпусе.
1 октября 1981 года отправлен на Южно-Украинскую атомную станцию корпус первого Донского реактора.

1991 год – Завод изготовил 13 корпусов реакторов и более ста единиц корпусного оборудования реакторной установки. Атоммаш также выступал поставщиком транспортно-технологического оборудования и машин перегрузки для атомных станций. Производилось изготовление крупного оборудования для нефтегазохимии и металлургии.
1997 год – Вхождение в производственную структуру группы «Энергомаш». Начало работ над проектом изготовления основного оборудования для строительства газотурбинных ТЭЦ.
2001 – 2012 годы – Изготовление газотурбинного оборудования для газотурбинных ТЭЦ малой мощности. Производство крупного нефтегазового оборудования для нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

2012 год – Завод стал производственным филиалом ЗАО Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии» г. Санкт-Петербург. Завод входит в состав машиностроительного дивизиона ОАО «Атомэнергомаш» государственной корпорации «Росатом» и сотрудничает с предприятиями партнёрами по атомной отрасли. В производстве филиала реализуется программа восстановления производства оборудования для АЭС. Изготавливается такое ключевое оборудование, как реакторная установка, парогенераторы, ловушка расплава, корпуса ГЦН, транспортно-технологическое оборудование для четырех атомных станций: Балтийской, Нововоронежской, Ленинградской, Ростовской и Белорусской.

2013 год - В августе поставлено транспортно-технологическое оборудование – шлюз транспортный в сборе для Нововоронежской АЭС-2. В октябре Филиал поставил устройство локализации расплава для первой строящейся АЭС в Белоруссии. Открыт заказ и ведется технологическая подготовка изготовления реактора для Белорусской АЭС.

В2013 году в развитие предприятия инвестировано более 500 млн рублей. Приобретен обрабатывающий компьютеризированный центр OKUMA, сварочные головки для модернизации установок автоматической сварки, оборудование для выполнения однослойной электрошлаковой наплавки, транспорт для технологических перевозок, установка вихретокового контроля парогенераторов.

В 2014 – 2015 годы на предприятии продолжается реализация программы модернизации. В рамках программы основные обрабатывающие центры, портальные карусельные станки и другое механообрабатывающее оборудование было переоснащено современными системами ЧПУ и высокопроизводительным режущим инструментом. Сварочные стенды, порталы и манипуляторы оборудованы сварочными головками последнего поколения.

Произведена модернизация единственного в России гидравлического листоштамповочного пресса мощностью 15 000 тонносил, который позволяет штамповать днища диаметром до 5000 мм, толщиной листа до 3800 мм.

Модернизированное оборудование для термической обработки, представленное газовыми печами камерного типа, в том числе шахтными, и закалочным комплексом, обеспечивает закалку и отпуск деталей больших размеров.

Для возобновления полного цикла изготовления парогенераторов, был введен в эксплуатацию комплекс гибки труб, позволяющий в полностью автоматическом режиме изготавливать комплекты труб, включающие 11 тысяч теплообменных змеевиков более чем ста двадцати различных конфигураций.

Также в производстве был построен участок чистовой сборки парогенераторов. Здесь на специальных стендах осуществляется приварка теплообменных змеевиков к коллектору теплоносителя. Сварка производится в полностью автоматическом режиме с помощью специализированного сварочного оборудования. На участке чистовой сборки одновременно может происходить сборка двух парогенераторов.

В октябре 2015 год а завершено изготовление корпуса реактора для первого энергоблока Белорусской АЭС. Это первый корпус реактора, изготовленный на производственной площадке завода «Атоммаш» после почти 30-летнего перерыва и первый – выпущенный в структуре Госкорпорации «Росатом».

В декабре 2015 года , также после длительного перерыва, завершено изготовление комплекта парогенераторов для Ростовской атомной станции.

Мы продолжаем знакомить Вас с историей Волгодонска . Насколько Вы помните,рождение нового города было тесно связано с основанием завода-гиганта Атоммаша.

Именно Атоммаш превратил Волгодонск в центр Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Чем повлек в средине 70-х массовый заезд молодежи в город.

Наш юный город не случайно был выбран в качестве места для строительства завода. Расположение его было стратегически удобно - возможность использования Волго-Донского канала делало транспортировку заготовок и готовой продукции в разы дешевле.

Атоммаш создавался в первую очередь как специализированное предприятие по выпуску продукции для ядерной энергетики.

В марте 1973 года приказом министра Волгодонской завод тяжелого машиностроения (ВЗТМ) был переименован в Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения - Атоммаш. С этого момента началась история завода, который гремел на всю страну. Именно он принес нашему городу «третью молодость».

На строящемся объекте близ Красного Яра к тому времени уже работало около 13 тысяч человек . Первым директором завода Атоммаш был назначен Михаил Федорович Тарелкин. В марте 1975 года строительство Атоммаша было объявлено ударной комсомольской стройкой.

«Ты родился в Волгодонске. Так пронеси через всю жизнь любовь к родному городу, уважение к добрым делам земляков, поклонись трудолюбивым рукам отца и матери, которые построили прекрасных город, возвели чудо-богатырь Атоммаш. Будь достойным наследником их трудовой славы и рабочей чести! Твердо иди по жизненному пути, указанному велики Лениным. Помни, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, что каждый из нас сделал добро для людей, какой оставил след на Земле».

Вступление к главе №2 книги «Я - Атоммаш».

22 декабря 1975 года на главном корпусе установили первую колонну. А уже в июне был поднят на проектную отметку и смонтирован первый блок перекрытия главного корпуса. Вес его достигал 76 тонн , площадь измерялась в 540 квадратных метров . Через год, в 1977-ом , состоялся запуск производства. А в 1981-ом был произведен первый реактор для 2-го энергоблока Южно-Украинской АЭС.

Третий корпус также возводили в рекордные сроки. 7 апреля 1976-го в корпусе № 3 был уложен бетон в фундамент под оборудование. В октябре установлен первый станок, а 17 декабря корпус вступил в строй. Там, на площади в 30 тысяч квадратных метров, разместились 4 цеха подготовки производства:

  • ремонтно-механический,
  • цех нестандартизированного оборудования,
  • электроремонтный,
  • инструментальный.

Через два года над возведением завода Атоммаш в Волгодонске трудилось больше 27 тысяч строителей и монтажников. И в то время как шло возведение одного гиганта, город начал готовиться к еще одной грандиозной стройке.

25 апреля 1979 года был заложен первый камень завода «Энергомаш». По замыслу его создателей, он должен был изготовлять парогенераторы и водогрейные установки для нефтяной промышленности, а также изделия для АЭС.

В 1981 году были монтированы первые сваи для гиганта, который должен был стать крупнее Атоммаша . Но, далеко идущим планам проектировщиков так и не суждено было осуществиться.

Одной из причин прекращения строительства Энергомаша стала возможная просадка грунта под заводом. А к ней добавился еще и тот факт, что был найден более дешевый способ повышения отдачи нефтяных скважин. Все эти события сыграли непосредственную роль в завершении работ на этом объекте.

В ноябре 1982 года производственному объединению Атоммаш было присвоено имя Л.И. Брежнева . Его генеральным директором был назначен Владимир Герасимович Овчар.

В конце 1985 года атоммашевцы изготовили первый в мире атомныйреактор АСТ-500 . Он был отправлен в город Горький (Нижний Новгород). После его выпуска подобные изделия стали производить на заводе серийно.

К тому времени работниками Атоммаша уже было изготовлено:

  • три перегрузочные машины МПС-1000,
  • три корпуса реактора,
  • четыре парогенератора в сборе.

Государственный Знак качества был присвоен шести изделиям для АЭС. Стоит сказать, что еще вначале 80-х коллектив поставил перед собой задачу производить все образцы изделий для АЭС только на Знак качества.

Кроме того, с 1977 года в 13-ти километрах от Волгодонска развернулась стройка Ростовской атомной электростанции . Планировалось, что она станет местом работы многих бригад строителей, которые с Атоммаша перейдут на станцию.

Ростовская АЭС была названа областной ударной комсомольской стройкой, на которой трудилась молодежь с Атоммаша . Также, вместе со строительством и выполнением госзаказов, в 1986-м предприятие начало выпуск ряда товаров народного потребления:

  • деталей для автомобиля ВАЗ,
  • предметов школьной мебели.

Но уже в те годы завод начал переживать тяжелые времена. После аварии на Чернобыльской АЭС заказы для атомной отрасли стали резко падать. Жители города категорически выступали за прекращение строительства и Ростовской АЭС.







2024 © binary-option.ru.