Бизнес проведение семинаров. Операция «Синхронизация»: сделать искусство понятным


Александр Капцов

Время на чтение: 11 минут

А А

Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на сайт

Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

  • Продвижение товара.
  • Этика деловых отношений.
  • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

В глобальном аспекте основных тем всего три:

  1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
  2. Оздоровление организма.
  3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться . При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

Совет . Наряду с тематическим разнообразием, большое количество авторов освещают одинаковые вопросы. Рекомендуется предварительное личное участие в семинаре, который планируется для проведения. В крайнем случае можно ознакомиться с отдельными работами конкретного тренера-преподавателя. Это облегчит выполнение организационных этапов.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Внимание . Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

  • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
  • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
  • Просторность , то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
  • Отсутствие лишних предметов , отвлекающих внимание от занятий.

Внимание . Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания. В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

Решаем технические вопросы заранее

Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

Бесплатные варианты привлечения клиентов Платные варианты привлечения клиентов
Объявления на интернет-площадках и в газетах Рекламные объявления на ТВ, радио, в различных газетах
Участие в обсуждении на форумах Реклама на сайтах (форумах, блогах) с близкой тематикой
Ведение собственного блога Рассылка приглашений на электронную почту возможным участникам (услуги специальных сервисов)
Приглашения посредством соцсетей Интернет-реклама таргетированного типа
Раздача флаеров в тех местах, где больше всего потенциальных участников семинара (тренинга)
  • Заинтересовывает новичков и удерживает «старых» слушателей.
  • Привлекает определенный контингент, значит есть постоянная аудитория, интересующаяся данной темой. Соответственно всегда будут люди, готовые обучаться.
  • Действительно приносит пользу тем, кто его слушал. Об этом свидетельствуют реальные отзывы, размещенные на страничке в соцсетях или сайте.
  • Очень важно постоянное развитие тренера и обучающей программы с учетом каких-либо изменений или тенденций.

Особенности оплаты тренингов или семинаров

Внесение участником предоплаты является обязательным условием. Это объективно подтверждает серьезность намерений.

Как показывает практика, зарегистрировавшихся участников на мероприятие может быть много, однако только не заплатившие:

  1. Забывают прийти на занятия.
  2. Перестают отвечать на звонки организаторов.
  3. Отговариваются срочными делами.

Даже небольшой размер предоплаты сразу отсеивает несерьезных людей. Кроме того, такой подход позволяет получить реальную информацию о количественном составе участников.

Совет . Оглашение многоуровневой цены стимулирует раннюю регистрацию. Например, если цена тренинга 11 000 рублей, то предоплата, внесенная за месяц до события, предполагает скидку в размере 1 500 рублей, за 2 недели – 700 рублей, за неделю – 300 рублей, в день тренинга оплачивается полная стоимость.

Подготовка материалов для тренинга или семинара

Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.

Обычно участников обеспечивают:

  • Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
  • Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
  • Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.

Основные требования к любому виду раздаточного материала:

  1. Четкость, ясность и понятность для участников.
  2. Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
  3. Наличие нумерации на страницах.

Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.

Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

В программе указывается:

  • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
  • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
  • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
  • Когда начинается регистрации участников.
  • Время перерывов и другие нюансы.

Составленная программа печатается в виде яркой брошюры и предоставляется участникам.
Как видим, реализацией данного пункта не следует пренебрегать и оставлять на последний день. Помимо самого плана, нужно продумать дизайн брошюры, найти типографию для ее изготовления, договориться о печати, подождать несколько дней или более выполнения заказа.

Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

Организация питания на тренинге или семинаре

Забота о питании – важная деталь организационного процесса. Многочасовой семинар предполагает перерывы разной продолжительности. В минуты короткого отдыха уместно предложить слушателям горячие напитки, воду и сладкий перекус.

Значение кофе-брейка трудно переоценить:

  1. Человек переключается.
  2. Происходит восстановление сил для восприятия нового информационного блока.
  3. Сладости стимулируют мозговую деятельность.
  4. Снижается внутренняя напряженность клиентов, создается непринужденная атмосфера.

Обеденное время лучше использовать по прямому назначению – пригласить слушателей на обед. К примеру, в бизнес-центрах для этой цели имеются специальные точки питания. Если подходящего кафе поблизости нет, можно заранее позаботиться о к месту проведения обучения.

Обращаем внимание на мелочи

Неучтенные мелочи приводят к серьезному дискомфорту.

Важно продумать все до самых мелких деталей, исключив малейшие неудобства для участников:

  • Позаботиться о наличие указателей к гардеробу, залу, туалету, комнате для курения.
  • Вручить бейджи. Это облегчит общение в период групповых занятий и на перерывах.
  • Не следует экономить на закупке канцтоваров – блокнотов и ручек. Непременные атрибуты любых занятий раздаются перед началом мероприятия.

Насыщенный обучающий курс непросто усвоить – через неделю другую многие детали забывают. Именно это волнует многих слушателей. Поэтому продажа материалов с полной версией курса будет весьма кстати. Это могут быть авторские книги, диски или брошюры.

Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом

Комфортный перерыв подразумевает:

  1. Специальные места для отдыха и еды, оборудованные удобной мебелью.
  2. Прогулку на свежем воздухе, желательно в парковой зоне.

Именно эти нюансы нужно учитывать при выборе помещения. Слушателям всегда предлагается выйти из зала на время перерыва. Им необходимо сменить обстановку, пообщаться, размять мышцы в обычной ходьбе, перекусить. Качественно отдохнувший человек способен хорошо усваивать информацию. Не помешает проведение спортивной-минутки. Здесь впору вспомнить обычную производственную мини-зарядку из советского прошлого.

Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала

Повседневная загруженность современных людей становится причиной забывчивости. Они попросту не помнят о некоторых запланированных ими событиях. Своеобразной подстраховкой того, что все записавшиеся клиенты помнят о предстоящем мероприятии, является дополнительное уведомление в форме напоминания. За несколько дней до назначенной даты проводится обзвон сформированной группы или выполняется рассылка по электронной почте.

Найм дополнительных работников в помощь

При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

  • Встречающих клиентов.
  • Отмечающих пришедших.
  • Организующих чаепитие в перерывах.
  • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

Все расходы известны заранее:

  1. Вознаграждение тренера.
  2. Размер арендной платы.
  3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
  4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
  5. Рекламные траты.

Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.

8 оценок, среднее: 4,63 из 5)

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция - наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы - слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.
Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг - специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык - в чем разница и где их получить

Знание - это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание - более системное, обоснованное и глубокое.

Умение - это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык - это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара - вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Популярные ныне публичные лекции часто начинались как дружеские посиделки, а превратились в умный досуг. Несмотря на кризис, люди готовы и дальше платить за публичные лекции, хотя любую информацию можно получить за один клик в интернете. Почему?

Еще лет 6-7 назад идея платных публичных лекций казалась безумной. Именно так воспринял ее Дмитрий Быков, когда в 2010 году ему предложили выступить в открывавшемся тогда лектории «Прямая речь». «Он сказал: вы что, с ума сошли? Кто придет на лекцию? Да еще за деньги?» - вспоминает Татьяна Булыгина, сооснователь «Прямой речи».

Сегодня за день в столице проходит до 100 пуб­личных образовательных мероприятий, и Быков - среди самых востребованных лекторов. Росту популярности лекций способствовал кризис 2008 года, выбивший многих из жизненной колеи. Люди тянулись к знаниям, поэтому «Сити Класс», коммерческий центр допобразования, проводивший мастер-классы c 2004 года, сделал упор на лекции как более интеллектуальный формат. Это себя оправдало. «С 2009 по 2013 год наши доходы выросли в пять раз», - вспоминает Наталья Киселева, гендиректор центра.

Крупных лекториев сегодня в Москве около тридцати. Их цели, эстетика и бизнес-модели могут не совпадать. Но есть и общее: их аудитория ценит образование и - шире - вложения в себя. Чтобы привлечь и удержать слушателей, образовательные площадки в большинстве своем предлагают им edutainment, то есть обучение через развлечение. По сути это ликбез в форме интеллектуального досуга: информация подается легко и просто, чтобы «и уму, и сердцу». Фундаментального образования так, конечно, не получить, но раздвинуть горизонты можно.

Философ Кирилл Мартынов из НИУ ВШЭ, регулярно выступающий с публичными лекциями, считает, что причина растущего спроса на них - в деградации российского высшего образования: «Люди это объективно понимают, тем более что сейчас в интернете можно смотреть лекции ученых со всего мира». Но если в Сети есть все, то зачем куда-то ехать, да еще и платить, особенно когда в стране бушует новый кризис?

Тяга к посиделкам

Доктор биологии и филологии Татьяна Черниговская рассказывала на лекции журнала «Сноб», в частности, о минусах онлайн-образования. В интернете об этом много противоречивой информации, так что послушать нейропсихолога вживую пришли более 200 человек - молодежь и люди 30-40 лет. Это был почти аншлаг.

«Вкуса к чтению сложной, интересной литературы дистанционно не привить, - поясняла Черниговская. - Человек идет учиться к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и получить драйв». На видеолекциях этого не достичь, точно так же нельзя стать хорошим поваром, учась только по кулинарной книжке. «Полагаясь на виртуальные миры, мы начинаем терять себя как личностей», - заключила она.

После лекции к Черниговской выстроилась очередь из 13-15 слушательниц. Их интересовало, как воспитывать детей, нужно ли отучать их от компьютера, как вести себя с мужем. Общение с лектором вживую, возможность задать ему вопросы - одна из главных причин популярности открытых лекций, замечает Марина Геворкян, гендиректор «Сноба».

«Вебинары у нас хуже идут», - говорит Наталья Киселева из «Сити Класса». Во-первых, человеку хочется эмоционально зарядиться от лектора. Во-вторых, слушателям важно пообщаться между собой, сплотиться по интересам, уйти от одиночества. «У нас, например, после лекций люди собираются в соседней “Кофемании”, сидят, спорят о литературе», - подтверждает Татьяна Булыгина из «Прямой речи».

Ближайший аналог таких встреч - советские «квартирники», кухонные посиделки, с которых, собственно, многие лектории и начались. Недаром свою ежегодную премию «Сделано в России» за 2015 год «Сноб» вручал в подобном антураже. «На сцене была натуральная кухня, ведущие пили, закусывали, называли номинантов», - вспоминает Марина Геворкян.

«В России очевидный дефицит публичного пространства для общения, и лекции - легитимный, неполитизированный способ его организовать», - считает Мартынов из НИУ ВШЭ. Подробно об этом в своей книге «Третье место» писал американский социолог Рэй Ольденбург, исследовавший смерть общественных пространств в американских городах. Это так называемое третье место (после дома, номера первого, и работы, номера второго): пивные, кафе, библиотеки, магазины и т. д., где люди в любое время могут свободно и непринужденно общаться. Именно эти места отдыха, развлечений, обмена мнениями и пр. - важнейшая часть повседневной жизни горожан, без которой американское общество деградирует. В Москве и в других крупных российских городах, по крайней мере в спальных районах, - схожая картина.

От салона до супермаркета

Лекторий «Прямая речь» вырос из посиделок, которые устраивала в 2009 году для друзей Татьяна Булыгина и на которые она приглашала преподавателей и ученых. Тогда же она случайно познакомилась со Светланой Большаковой, которая работала на «City FM» с Дмитрием Быковым. «И у нас с ней родилась идея, что надо такие посиделки устраивать постоянно - как обучающий курс для взрослых».

Сегодня у «Прямой речи» имидж элитарного салона для рафинированной публики. Главный козырь «речи» - придирчивый отбор лекторов, основная задача которых, по словам Татьяны Булыгиной, - помочь слушателям разобраться в нарастающем потоке научных знаний: «Человек заходит в магазин, а там тысячи книг, и не поймешь, где серьезное исследование, а где что-то уровня “битвы экстрасенсов”». Кандидатов в лекторы основательницы «Прямой речи» отбирают лично, изучают их работы. «Имя, например, для нас не главное. Есть прекрасные пианисты, которые не могут толком научить, а есть прекрасные педагоги, которые не могут хорошо играть. Надо, чтобы все сошлось», - говорит Булыгина. Отбор - это еще и вопрос репутации, ведь площадка отвечает за качество лекций. «А лектора, - отмечает Мартынов из НИУ ВШЭ, - всегда тревожит вопрос, сколько сумасшедших будет на публичной лекции». Барьером для таких персонажей в «Прямой речи» служит цена: 1,2-1,95 тысячи рублей за занятие. «В цену мы закладываем гонорар лекторам, арендную плату и организационные расходы», - поясняет Татьяна Булыгина.

Лекторий прибыльный, но конкретных цифр его основательницы не раскрывают. В месяц на двух-трех арендуемых площадках в центре Москвы проходит 30-35 лекций. «Маржинальность разная, формулы единой нет, - говорит Булыгина. - Сейчас, в кризис, мы зарабатываем тем, что делаем не одно, а два мероприятия в день».

В сентябре 2015 года «Прямая речь» открыла лекторий для детей и подростков. По словам Большаковой, он пользуется большим спросом: «Не у всех есть возможность учиться в хорошей школе у хорошего учителя, а мы собрали таких и короткими курсами даем основные знания». Для взрослых упор сразу сделали на циклы лекций. «Например, Наталья Басовская читает раз в месяц, Дмитрий Быков сейчас - три раза в месяц. Человек может выбрать лектора и ходить на него. Получается и дообучение, и удовольствие», - подытоживает Большакова.

Совсем на иных принципах основан «Сити Класс», полностью коммерческий проект. Идею образовательного супермаркета Наталья Киселева подсмотрела в Нью-Йорке, куда ­переехала в начале нулевых. Достигнув потолка в карьере финансиста (от финдиректора Novotel до советника Shell и табачной JTI), она ушла в частный обувной бизнес и записалась в центр обучения The Learning Annex. Наталья увидела, что в Америке многие из тех, кто приезжает покорять большие города, идут на курсы и семинары, чтобы, во-первых, социализироваться, а во-вторых, повысить свою конкурентоспособность. В 2004 году Наталья с мужем открыли в Москве «Сити Класс», взяв за основу концепцию The Learning Annex. Начинать было рискованно. Через четыре месяца супруги чуть не закрыли проект - убытки достигли $160 тысяч. Наталья решила продолжить и с головой ушла в бизнес.

Основная «фишка» центра - разнообразный выбор для клиента. За месяц в «Сити Классе» на четырех арендуемых и нескольких партнерских площадках в центре Москвы проходит 120 мероприятий. Ценовой диапазон: 0,5-4,5 тысячи рублей за лекцию или мастер-класс. Столь же широкий диапазон тем: от мастер-класса «сам себе турагент» до лекций экономиста Александра Аузана. Занятия ведут дизайнеры, психологи, маркетологи и финансисты, историки, путешественники, спортсмены, танцоры и повара. «Но чтобы выступать у нас, человек должен доказать, что он действительно эксперт, имеет опыт преподавания», - поясняет Киселева. Какие-то занятия приносят 300% прибыли, какие-то - только убытки, но их все равно держат - для ассортимента: «Сейчас средняя маржа ниже 10%, хотя мы ориентируемся на 20%».

Любопытно, что в сфере интеллектуального досуга медийность человека вовсе не гарантирует интереса к нему. В модном «Снобе» лекции психотерапевта Екатерины Мурашовой собирали гораздо больше слушателей, чем встречи с Ксенией Собчак, Владимиром Познером, Тиной Канделаки. И дело не только в том, что психологи и психотерапевты идут «на ура» сейчас во всех лекториях. Для людей важна, во-первых, тема. «Интересная тема привлечет много народу, даже если лектор новичок. Скучная тема у известного, хорошего лектора - людей будет все равно меньше», - утверждает Ольга Пономаренко, руководитель лектория журнала «Популярная механика», который устраивает от 30 до 32 естественно-научных лекций в год. Во-вторых, от лектора ждут советов на основании его опыта. Например, Ирину Хакамаду воспринимают как преподавателя-практика, master’a, который дает class. Она, как и модельер Александр Васильев, приносит основную выручку «Сити Классу», говорит Наталья Киселева.

В «Сити Классе» есть и вечные, и привязанные к актуальным событиям темы. Осенью 2014 года, с началом кризиса, популярно было все, связанное с макроэкономикой, рынком, нефтью. А поскольку экономика переплетена с политикой, то запустили лекции, в частности, главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и тележурналиста и историка Николая Сванидзе, неизменно проходивших с аншлагом. Летом 2015 года, когда люди устали от происходящего в стране, «Сити Класс» открыл мастер-класс Ирины Хакамады на тему: «Как начать жить заново». Велик на него спрос и сейчас. Кроме всего прочего, людей интересует, как получить работу в крупной корпорации, как эмигрировать и преуспеть в новой стране. Любопытно, что в кризис 2008 года ведущий лектор по теме эмиграции Антон Носик также был востребован - но тогда он рассказывал о запуске в России стартапов.

«Сити Класс» и «Прямая речь» - единственные публичные лектории в Москве, живущие только на то, что они зарабатывают. Для остальных доход от лекций не главное. «Популярной механике» и «Снобу», например, лекции нужны прежде всего для пополнения аудитории журналов и их сайтов. «Сноб», активно экспериментировавший с лекциями в 2015 году, продает билеты в среднем по 990-1500 рублей. Средняя маржинальность, по словам Марины Геворкян, - 20-25%, что больше, чем у остальных, так как не нужно оплачивать аренду помещения: лекции проходят в лофте «Сноба». В 2016 году предполагается в три раза увеличить количество лекций, до 50.

Совсем не зарабатывает на лектории Культурный центр ЗИЛа, в начале 2010-х ставший наряду с Политехническим музеем локомотивом моды на публичные лекции. У лектория за последние три года аудитория выросла в десять раз, в 2015 году там прошли 674 лекции и семинара. При этом основная аудитория центра не богата, обычный посетитель может потратить на лекцию 200 рублей, говорит директор Елена Мельвиль. При такой цене с зала можно собрать 40 тысяч рублей. «Но платные лекции государство не субсидирует, значит, в сумму расходов нужно включать не только гонорар лектора, но и свет, звук, коммуналку, зарплату и 20% налоговой, - говорит она. - Это исключительно убыточная деятельность».

Бесплатно проводит научно-популярные лекции и «Курилка Гуттенберга» - московский, исключительно волонтерский проект. Он тоже начинался как посиделки студентов РГГУ, которые собирались и пересказывали друг другу книги из серии научпопа и нон-фикшн. В 2011 году кухонные разговоры переместились в кафе, затем возглавивший проект Роман Переборщиков превратил клуб друзей в просветительский проект. Партнерами «курилки» стали государственные музеи и модные площадки: Digital October, DI Telegraph. «Мы некоммерческий проект, и у нас совсем нет бюджета, - подчеркивает Роман. - Мы не платим за аренду залов и оборудования, не платим гонорары выступающим». В 2015 году молодые ученые и профессора с мировым именем прочитали в московской «курилке» 104 лекции. «Профессионалы сами с удовольствием выступают бесплатно. Большинство из них - это люди, страстно любящие свое дело», - отмечает Роман. Впрочем, никто не мешает лекторам рекламировать на лекциях свои платные занятия. Например, на лекции «курилки» о принципах работы научных журналистов, прошедшей в Москве 9 января, Ольга Андреева, директор Школы научной журналистики НИУ ВШЭ, приглашала на курсы, стоящие более 40 тысяч рублей.

Лекторы выступают публично по разным мотивам. Гонорар, известность, чистое удовольствие или осознание важности миссии. В «Сити Классе» лекторы обычно получают 20-40% от выручки за занятие, «звезды» - по договоренности. В «Прямой речи» говорят, что дают ученым хорошую подработку. «Когда мы первый раз заплатили гонорар одному ученому, он сказал: “Я серьезно подумывал об эмиграции, но вы мне вернули веру в то, что знания еще кому-то нужны”», - вспоминает Татьяна Булыгина. В Культурном центре ЗИЛа ставка лектора - 3-5 тысяч рублей за час. «Мы считаем, что каждый труд должен быть оплачен, - говорит директор центра Елена Мельвиль. - Бесплатно качественно прочитать могут ну один раз, больше не захотят». Разброс гонораров большой: кто-то из «звезд» выступает за 100-200 тысяч рублей, кто-то - за 10-15 тысяч долларов. Для кого-то деньги - дань самоуважению и статусу. А, например, Александр Аузан отдает все гонорары в фонд развития возглавляемого им экономического факультета МГУ. Суммы гонораров зависят от договоренностей, но одно можно сказать точно: они не идут ни в какое сравнение с западными. Основатель консалтинговой компании Green light Кейт Ферацци, например, за лекцию в Москве получил три года назад $100 тысяч.

Досуг для бизнеса

Субботний январский день руководители компании «Комус» провели за пляжным волейболом. При -15 С° вместе с владельцем Сергеем Бобриковым они шесть часов играли на его даче. Под занавес в просторной гостиной трехэтажного особняка всех ждал интеллектуальный досуг - лекция доктора биологических наук из Института общей генетики им. Н. И. Вавилова.

«Народ - это следствие генетики и окружающей среды, - чеканил ученый. - А гены, в свою очередь, влияют на общество, политику, религию». Собравшиеся - 15 мужчин, в том числе волейболисты из сборной России, - расположившись на диванах и креслах, с сомнением слушали. Кто-то потягивал вино или коньяк.

Владелец «Комуса» приглашает к себе лекторов с 2007 года. «Мы играем по субботам круглый год, воскресенье - семья, остальные дни - работа. Поиграли днем, а вечер надо провести с пользой. Так и появилась идея приглашать лекторов. Ведь человек всегда должен получать что-нибудь новое», - поясняет Леонид Сиводедов, помощник Сергея Бобрикова. На даче у бизнесмена в месяц проходят две лекции по экономике, один спектакль или встреча с актером, в одну субботу - тема на выбор. «Это может быть наука, история или люди с нестандартными идеями, так называемые городские сумасшедшие», - объясняет Леонид.

Ученый из Института общей генетики рассказывал аудитории, что белые жители США, по общему мнению исследователей, - селектированная нация. «Отбор производился по таким признакам, как готовность к риску, опора на собственные силы, индивидуализм, - пояснял он. - Такое нонконформное состояние». Но и россияне, по его словам, тоже селектированная нация. Только с противоположным знаком. «Всю историю существования Руси, а затем и России уничтожалась та часть популяции, которая высовывается. Не трогали людей конформных, согласных с общим мнением», - утверждал генетик, подкрепляя тезис научными данными о разнице генотипов россиян и американцев. Они свидетельствовали, что из-за генетики в США для белых жителей важнее всего правила, а в России - лояльность группе. В Америке главное - расчет на собственные силы, у нас - на царя, «соцпакет». В США важно мнение начальства, в России - «соседа». Под конец ученый заключил: «С точки зрения генетики россияне плохо приспособлены к жизни в современном быстро изменяющемся мире».

Лекции «для своих» у владельцев компаний - не редкость. «Раньше у бизнесменов было модно устраивать музыкальные вечера, - говорит Наталья Киселева из “Сити Класса”. - Но последние пять лет вместо музыкантов часто приглашают лекторов». Сергей Бобриков, по его словам, подбирает лекторов лично: «Также мы берем их через “Полит.ру” - платим им за подбор. Или кто-нибудь сам выходит на нас». За годы на его даче побывали сторонники СССР, консерваторы и либеральные экономисты. В планах владельца «Комуса» пригласить писателя Алексея Иванова, автора романа «Географ глобус пропил»: «“Общага на крови” читал? Это же классик обалденный, других таких у нас нет».

Выступления лекторов заказывают и в компаниях. Всплеск корпоративных заказов пришелся на 2011-2013 годы. «Тогда набирала популярность идея многогранной, гармоничной личности, у которой должны быть не только карьерные установки», - вспоминает Киселева. Компании, по ее словам, «стали покупать политиков, культурологов». «Кофемания», например, каждый месяц на пару часов отдавала сотрудникам «на растерзание» известную личность. Управляющая компания «Альфа-Капитал», по словам ее HR-директора Юрия Григоряна, в 2015 году приглашала раз в квартал ученых, в том числе нейробиологов - они читали лекции для всего управленческого состава, от операционного менеджера до гендиректора. А по субботам, раз в месяц, - специалистов из ведущих российских музеев; это для расширения кругозора всех сотрудников «Альфа-Капитала».

В лучшие годы корпоративные заказы приносили «Сити Классу» до 50% прибыли. Но сейчас, констатирует Киселева, российские корпорации «драматически сократили» свои затраты на семинары, лекции и мастер-классы, «деньги остались пока в госкорпорациях».

Прочь из Москвы

Последние два года спрос на лекции в Москве напоминает американские горки, говорит Ольга Пономаренко из «Популярной механики»: люди испугались кризиса, неопределенности, тратят меньше, меньше ходят на лекции; испуг прошел - тратят больше, посещаемость растет.

Коммерческие лектории в кризис пытаются осваиваться в регионах. Еще в 2014 году «Прямая речь» открылась в Петербурге, а осенью ­2015-го - в Лондоне. Дела в британской столице, где осели многие состоятельные россияне, судя по всему, идут неплохо. По крайней мере, все выступления Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова, Бориса Гребенщикова собирали полные залы при стоимости билетов £37-116.

В октябре 2015 года франчайзинговую площадку в Петербурге открыл «Сити Класс». Условия, по словам Киселевой, щадящие: $10 тысяч паушальный взнос и ежемесячно 2-2,5% выручки. «Если брать больший процент, то люди будут прятать выручку», - поясняет гендиректор. Еще «Сити Класс» возит лекторов в Екатеринбург - там «открытые люди, сибиряки, с газовыми и нефтяными деньгами», говорит Киселева. Также «что-то получается» во Владивостоке, Мурманске, но это все точечные проекты.

Успешнее всего осваивает регионы бесплатная «Курилка Гутенберга», открывшая в 2015 году постоянные филиалы в 15 городах. «За год мы провели в них около ста мероприятий, которые посетило больше 15 тысяч человек», - говорит Роман Переборщиков. «В регионах это очень модно, вот уже, наверное, год-два как», - говорит Мартынов из НИУ ВШЭ, объехавший с лекциями десяток городов.

Все в «Курилке» держится на энтузиастах: «Руководители наших филиалов - обычные люди. Студенты, менеджеры, сотрудники фирм. Я сам инженер». Надолго ли энтузиазма хватит, не известно, но успех «курилки» свидетельствует: публичные лекции, по крайней мере бесплатные, - это один из немногих институтов, который бурно развивается. Они вписались в интеллектуальный ландшафт, заполнив социальные, образовательные и психологические лакуны. Это новые публичные пространства, важные для людей и городов, и запрос на них будет расти.

https://сайт/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a17232

2016-02-29T03:00:00.000+03:00

Популярные ныне публичные лекции часто начинались как дружеские посиделки, а превратились в умный досуг. Несмотря на кризис, люди готовы и дальше платить за публичные лекции, хотя любую информацию можно получить за один клик в интернете. Почему?

Бизнес и общество / Феномены

https://cdn..jpg

Harvard Business Review Россия

Семинары и мероприятия всегда проводились для того, чтобы участники получали полноценный опыт. Таким образом, организация мероприятия требует обширного планирования и выполнения больших подготовительных работ, по крайней мере, за несколько месяцев до даты проведения мероприятия. В большинстве случаев, кажется, что семинары проходят подобно часовому механизму, со всеми гладко проходящими согласно графику событиями. Однако в действительности, большая часть основных работ осуществляется с целью развития необходимой атмосферы в дополнение к приобретению полезного опыта участников.

1. Определение темы мероприятия

Каждое мероприятие следует теме и цели, которые будут контролировать и направят на необходимый курс процесс проведения мероприятия потенциальных клиентов или участников, гостей и маркетинговый подход. Вообще, бизнес события, подобные международным конференциям специфической промышленности, обращены к участникам, бизнес деятельность которых связана с обсуждаемой промышленностью, так же как и спонсоры, которые извлекают выгоду от информирования своих товаров в течение проведения мероприятия.

Кроме этого, тема семинара также определит тип каналов маркетинга, с помощью которых будет проводиться реклама. Это также имеет смысл для маркетинговой команды, которой необходимо знать тему семинара, чтобы правильно определить целевых участников и компании, на которых будет ориентировано мероприятие.

2. Выбор места проведения.

Выбор места встречи в высшей степени зависит от масштаба проводимого мероприятия. Обычно он определяется количеством участников, присутствием почётных гостей (например, особенные люди или политические деятели), проводимыми действиями в течение мероприятия или существованием дополнительной площадки, необходимой для демонстрации каких-либо важных вещей.

Обычный семинар, рассчитанный на аудиторию от 100 до 200 человек, может комфортно проводиться в семинарной комнате гостиницы, оборудованной в театральном стиле или подобно классной комнате. Однако, проведение широкомасштабных мероприятий, где число присутствующих колеблется от 500 до 1000 человек, вероятно, будет требовать большого холла, танцевального зла, аудитории или конференц-зала.

Месторасположение и представительность встречи также очень важны, особенно если мероприятие предусматривает участие VIP гостей. По этой причине место проведения должно обладать соответствующим авторитетом, а также должно быть оснащено широким диапазоном доступного и высококачественного оборудования, необходимого для обслуживания семинара. Перед тем как принять решение, с вашей стороны было бы мудро рассмотреть несколько мест проведения, соответствие их месторасположения, уровень обслуживания, окружающую обстановку и затраты.

Безусловно, маркетинг семинара является самой важной и зачастую наиболее вызывающей и проблематичной задачей в организации мероприятия, и также часто рассматривается в качестве наиболее важного фактора успешности мероприятия. Это по причине того, что число участников, выступающих во время семинара, в высшей степени зависит от силы маркетинговой кампании и рекламы. Так или иначе, достигнет ли семинар своих целей, т.е. будут ли организаторы возвращаться домой с прибылью или потерями, в значительной степени зависит от конкурентоспособности мероприятия. Это означает, что верный выбор стратегии маркетинга или месторасположение семинара должны быть учтены, чтобы проведение мероприятия было адекватно всем организационным усилиям.

В своём большинстве, организаторы мероприятий, которые обладают большими бюджетами, будут стремиться создать сильный маркетинг, посредством рекламных объявлений в газетах и журналах, так же как, с помощью рекламы на радио и телевидении, чтобы придать мероприятию гласность. В газетах так же могут быть представлены пресс-релизы и интервью, чтобы создать понимание приближающегося события. Дополнительно могут быть куплены информационные рекламные баннеры и эмблемы, чтобы создать рекламу мероприятия в наиболее оживлённых местах. Потенциальные клиенты вашего мероприятия, которые приобретают используемые вами печатную рекламу, определённые журналы или газеты должны составлять основную массу их читателей. Также вся информация, размещаемая на страницах СМИ, должна быть способной привлечь внимание, выдвигая на первый план обширные выгоды от участия.

Если же бюджет ограничен, то нижеследующие советы также могут быть весьма эффективными. В случае, когда темой семинара является определённая промышленность, то было бы разумно и вполне выполнимо по факсу разослать информацию компаниям, деятельность которых непосредственно связана с обсуждаемой индустрией. Маркетинг посредством телевидения представляет собой очень эффективный канал рекламирования для информирования необходимых групп участников. К тому же, идеальной и эффективной стратегией было бы, если вы направили коммерческий персонал для того, чтобы проявить внимание к большим группам участников. Массовая рассылка электронных писем на сегодняшний день является одним из самых эффективных и стоящих методов, направленных на обращение к потенциальным клиентам. Этот метод на самом деле мог бы быть очень эффективным, если бы у организаторов мероприятия уже существовала база данных. Если же это не так, то список имён потенциальных клиентов может быть арендован у компаний, обладающих необходимыми базами данных, для достижения тех же самых результатов.

4. Сотрудничество со спонсорами.

Нахождение уважаемых спонсоров для участия в мероприятии поможет повысить доверие к этому событию, так же как и снизить затраты на его проведение. Также спонсоры могут помочь с маркетингом, поскольку этим они предают гласности ваше мероприятие своим клиентам. Кроме этого, многие из спонсоров могут взять на себя все расходы арендной платы за место проведения семинара в обмен на выставочную площадку или рекламу для себя. Иногда обязательным требованием спонсоров является озвучивание короткой информации о своей компании, которая должна быть оглашена участникам в течение проведения мероприятия. Некоторые предпочитают раздавать участникам пробные изделия или подарки.

5. Управление людьми и работа с дикторами.

Семинар не будет успешен без людей, управляющими его процессом, так же как без спикеров, которые делятся своими знаниями с участниками. Пригласите спикеров, обладающих авторитетом и опытом проведения мероприятий, которые обеспечат уместной информацией относительно работы, промышленности или бизнеса участников. Подготовьте спикеров заранее и проведите работу с ними относительно того, на что необходимо сделать упор, а также сообщите им о процессах логистики, рассчитываемом времени и ожидаемом размере аудитории. Обратите внимание на все специальные требования, типа необходимости подвесного проектора или дополнительных микрофонов, которые будут использоваться во время, отведённое для ответов на интересующие вопросы.

Проведение всех мероприятий требует хорошей команды, которые отлично справляются с работой сопровождения, регистрацией, обслуживанием клиентов, а также наличие хороших финансистов. Ознакомьте команду с любыми требуемыми пунктами протокола мероприятия, чтобы устранить возможность замешательств или каких-либо ошибок. Для того чтобы гарантировать гладкое проведение, каждый человек должен быть ознакомлен со своей индивидуальной ролью, т.е. каждый должен знать и выполнять то, что ему поручено. Это может быть достигнуто посредством подготовки детального списка действий мероприятия вместе с распределением ролей и обязанностей между всем рабочим персоналом. В идеале, управляющий проектом должен контролировать всю команду и гарантировать, что каждый выполняет свою обязанность добросовестно и эффективно. Кроме этого, управляющий менеджер также должен быть наделён делегированной властью, чтобы иметь дело со всеми, косвенными и прямыми, участниками мероприятия, например, с управлением здания, в котором проводится семинар или спонсорами данного события.

6. День проведения мероприятия – подготовка, регистрация, сопровождение, отклики.

Планирование и приготовления семинара, завершение 80% всех работ - всё это сделано ради мероприятия, которое может длиться лишь в течение нескольких часов или дней. За день до его проведения, посетите место встречи, чтобы убедиться, что всё находится в порядке согласно требованиями и спецификациям. Микрофоны, проекторы, аудио и видео системы - всё должно быть проверено, чтобы находилось в отличном рабочем состоянии. В офисе подготовьте список и передайте лист всех требуемых пунктов относительно проведения встречи, по крайней мере, за день до мероприятия. Штат семинара должен быть отправлен для приготовления участка, включая установление кабинок, декораций и рекламных плакатов за день до мероприятия.

В день проведения мероприятия персонал должен присутствовать на месте встречи, по крайней мере, за час до его начала. Служащие должны доложить обстановку на своих позициях и быть готовыми встретить участников за полчаса до намеченного времени начала мероприятия. Регистрация должна осуществляться у дверей, чтобы гарантировать санкционированный доступ. Пометка имени, содействующие подарки, план проведения мероприятия или буклеты должны быть розданы перед тем, как швейцары укажут участникам на их места в зале.

Персонал также будет ответственен за обеспечение советами или помощью участникам в течение проведения мероприятия. Наконец, должны быть розданы формы для откликов участников, на основе которых затем будет определён уровень удовлетворения относительно полученного опыта от всех рассматриваемых аспектов семинара. Это делается для того, чтобы получить указатели, идеи и советы для будущих усовершенствований.

Как заработать на образовательных лекциях для взрослых

Почему одни картины считаются выдающимися, а другие нет? Почему стал шедевром закрашенный чёрным холст или зелёная полоса на белом фоне? По каким критериям вообще оценивают искусство? Это вопросы привели математика Андрея Лобанова к проведению образовательных лекций по искусству для друзей и знакомых. Спустя несколько месяцев проект достиг уровня 50 лекций в месяц, которые посещают около 1500 человек. Как сделать лекцию увлекательней кинофильма, и почему люди тянутся к знаниям об искусстве и науке, порталу сайт рассказала директор проекта «Синхронизация» Мария Бородецкая.


Как появилась идея проекта

Каждый человек в той или иной степени сталкивается с искусством: смотрит фильмы, читает книги, слушает музыку, видит картины. Но большинство людей потребляют искусство с точки зрения «нравится/не нравится» и не способны, например, сами отличить шедевр от проходных вещей. Понимать и «считывать» смыслы, заложенные в произведениях, могут только единицы. Обычно это люди со специальным искусствоведческим образованием, или энтузиасты, прочитавшие множество книг по «своему» предмету.

Такая ситуация казалась не очень правильной выпускнику мехмата МГУ Андрею Лобанову. Математик по образованию, он привык во всём находить смысл и систему. Андрей начал думать, где получить информацию, которая поможет быстро разобраться в выбранной области искусства. Оказалось, это не так просто. Нужно читать много серьёзной литературы, а у современного горожанина на всё это обычно просто нет времени.

«Я технарь, но мне всегда было интересно, как «работает» мир искусства. Например, почему так ценится «Чёрный квадрат» Малевича. Или я прочитал Джойса или Кафку, но не так много понял, потому что не знаю, как к этим произведениям подходить. Но есть определённые подсказки. Есть история искусств, есть аналитика, которая помогает искать ответы на эти вопросы», - рассказывает Андрей Лобанов.

В 2015 году у него возникла идея проводить лекции, на которых в доступной форме будут раскрыты секреты понимания живописи, кино, литературы, архитектуры. Вместе с лектором-искусствоведом они придумали несколько лекций, которые читали для своих друзей.


Одну из них в сентябре 2015 года посетила знакомая Андрея – Мария Бородецкая. Лекция ей понравилась, как и сама идея проекта. Мария поняла, что готова потратить всю свою энергию и опыт (семь лет в рекламном бизнесе) на то, чтобы сделать его одним из самых масштабных проектов по популяризации культуры в России.

«Синхронизация» была и есть безумно интересный для меня проект, который я считаю социально-значимым. Но его коммерческая успешность была необходимым условием, так как я не могла себе позволить не думать о деньгах. «Синхронизация» для нас -доказательство того, что бизнес может приносить общее благо, удовольствие и заработок», - говорит Мария Бородецкая.

«Синхронизация» на старте

Ни Андрей, ни Мария не являлись специалистами в сфере искусства. Поэтому их самой первой задачей стал поиск профессионала в этой области на должность куратора проекта. Сейчас за образовательную программу отвечает искусствовед Ольга Чуворкина, выпускница РГГУ и университета Сорбонны (на фото ). Она работала в проекте одним из первых лекторов, а сейчас отвечает за профессиональную экспертизу лекторов и лекций.


Стартовые вложения в проект составили около 500 000 рублей. Они потребовались на изготовление сайта, а также на зарплату команде в первые месяцы, когда о прибыли не могло идти и речи. Также к серьёзным инвестициям основатели проекта относят своё время, так как несколько месяцев они работали фактически без зарплаты.

Сначала на лекции «Синхронизации» ходили друзья участников проекта, которые приводили своих знакомых. Но «сарафанное радио» начало работать достаточно быстро, и число участников росло. Ещё одним источником клиентов стал сайт «Теории и практики» - агрегатор информации о лекциях и других «познавательных» мероприятиях в Москве и Санкт-Петербурге.

Проект «Синхронизация» вышел на операционную окупаемость уже в первый год работы

Лекторов искали с помощью объявлений на специализированных порталах типа «Люди в культуре», где специалисты творческих профессий подбирают себе работу.

«Мы сразу увидели положительную обратную связь. Слушатели подходили и говорили: «Как здорово, что появился такой проект, вы делаете очень нужные вещи». Так мы понимали, что движемся в верном направлении», - замечает Мария Бородецкая.

В течение первого года работы лекции проходили в разных помещениях. Ими обычно были библиотеки, арт-пространства, отдельные залы в кафе. Средняя стоимость аренды – от 2000 до 4000 рублей за двухчасовое мероприятие.


Весь год основатели проекта мечтали о собственном помещении. Его искали самостоятельно, без привлечения риэлторов. И в декабре 2016 года поиски закончились успехом. Команда нашла помещение около метро «Кропоткинская», подходящее под лекторий. Это здание начала ХХ века, с высокими потолками.

Новоселье потребовало новых вложений – около миллиона рублей. Они были потрачены на ремонт, а также на закупку мебели, проекторов, оборудование рецепции и офиса. Ремонт длился полтора месяца, и с февраля 2017 года лекции «Синхронизации» проводятся в здании на «Кропоткинской».

Кадровый вопрос

Создавая проект «Синхронизация», Андрей и Мария сразу определили для себя формат лекций как научно-развлекательный. Они должны проходить для слушателя на одном дыхании и восприниматься им как поход в кино. Важный компонент лекции – живое общение лектора с аудиторией, вовлечение публики в диалог. По мнению основателей проекта, в таком формате человек намного больше вынесет из лекции, чем если он просто пришёл и послушал подготовленный материал.

Оказалось, что найти лекторов, умеющих работать в таком стиле, очень непросто. Людей с высоким уровнем знаний и красивым резюме на собеседование приходит немало. Прошедших собеседование кандидатов просят прочитать пробную лекцию перед командой проекта. Именно на этом этапе отсеивается большинство соискателей.

Бывает, лектор не подходит по компетенции. Это выясняется из его ответов на вопросы куратора. Лектор должен ориентироваться не только в теме своей лекции, но и обладать широкими знаниями в заявленной сфере (например, изобразительном искусстве), чтобы вопросы слушателей не ставили его в тупик.


Но большинство потенциальных лекторов не подходят проекту по стилю общения с аудиторией. Подавать свою тему нестандартно, выдерживать «общую линию» лекции и вовлекать в неё слушателей – с этими задачами может справиться далеко не каждый. Летом 2016 года, когда проект расширял штат лекторов, Мария Бородецкая и Ольга Чуворкина просмотрели около 300 кандидатов. Для чтения лекций в проекте отобрали лишь 10 человек.

«К сожалению, вузы не дают студентам навыка работы с аудиторией, их не учат выступать. Это одна из причин того, почему у нас такой сложный поиск. Нам важно, чтобы у слушателей горели глаза. Найти человека, который компетентен, умеет общаться и разделяет наш подход – самая большая сложность в нашем проекте», - уверена Мария.

Особые трудности представляет поиск лекторов для открытого в феврале 2017 года научно-популярного направления. Лекции о науке ещё более сложные, чем в искусствоведческом направлении. Нужно не просто рассказать, как художник изобразил свет на картине, а объяснить какое-то сложное явление. Здесь особенно важно то, как человек умеет объяснять, а этим навыком владеют далеко не все «люди науки». За два месяца активных поисков и собеседований найдено пока лишь два лектора - по физике и астрономии.

Сейчас с проектом «Синхронизация» сотрудничает около 30 лекторов. Большинство из них – молодые люди в возрасте до 35 лет. Они, как правило, еще не «перегорели», способны воспринимать новое, и у них нет зашоренности в отношении своего опыта.

К сожалению, привлекать лекторов старшего поколения удаётся нечасто. Они далеко не всегда готовы соблюдать требования организаторов проекта и работать в заданном ими формате. От них нередко можно услышать: «Я уже 30 лет в профессии, лучше вас знаю, как работать, и не собираюсь ничего менять». Но среди лекторов начали появляться и люди старше 40 лет, которым нравится идея и стиль работы проекта «Синхронизация».

Большинство лекторов – выпускники МГУ, ВШЭ, РГГУ. Их основное место занятости – вузы, школы и музеи. Среди искусствоведов – сотрудники основных московских музеев: экскурсоводы и лекторы ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереи, Музея современного искусства.

Самые востребованные лекторы выступают два-три раза в неделю. Некоторые время от времени читают всего лишь одну лекцию, так как их основная занятость не позволяет уделять проекту больше времени. Лекторы могут проводить от двух до 16-20 лекций в месяц.


Если лекция новая, команда «Синхронизации» прослушивает её в тестовом режиме. После этого куратор вместе с лектором вычищают шероховатости из текста, оптимизируют содержание, убирают лишнее. Если нужно, лекцию повторяют в тестовом режиме перед выходом «на публику» два-три раза. Одна лекция готовится в среднем около полутора месяцев.

«Нам важно, чтобы лектор был нашим единомышленником. Если лектор не разделяет наших ценностей при подготовке материала, то работать с ним в итоге невозможно. Слушатели платят деньги, и мы должны предоставлять им отличные материалы, за содержание которых отвечаем», - считает Мария Бородецкая.

Аудитория

Аудитория проекта очень разноплановая – от школьников с родителями до пенсионеров. Но большинству посетителей от 25 до 40 лет. Именно в этом возрасте люди обычно задумываются о том, что им не хватает пищи для ума, и начинают осознанно интересоваться чем-то новым.

Студенты среди слушателей тоже есть, но их не так много. Они получают достаточно новой информации в рамках учебных программ, и не всегда стремятся к дополнительным знаниям.

На лекции по искусству обычно ходят женщины. Но нередко бывают и мужчины, причём очень «продвинутые»: они ведут интересные диалоги с лекторами. Пока соотношение полов 70/30 в пользу женщин. С развитием научно-популярного направления количество мужчин среди посетителей, по планам организаторов, должно вырасти.


Стоимость посещения одной лекции продолжительностью два часа – 900 рублей. При покупке абонемента на несколько лекций каждая из них будет обходиться слушателю от 700 рублей. Ещё одна возможность сэкономить – утренние лекции по будням, их можно посетить за 600 рублей. Школьники и студенты могут приходить на лекции за полцены.

Значительную часть продаж составляют подарочные сертификаты на одну или несколько лекций. Особенно хорошо они расходятся в периоды праздников.

Лекционный зал вмещает 30 человек. Чтобы лекция приносила прибыль (с учётом рекламных затрат), на неё нужно собрать 15-17 слушателей. В среднем одна лекция собирает 25 посетителей.

Около 30-40% слушателей приходят в «Синхронизацию» повторно

Каждый месяц в рамках проекта проводится 50-60 лекций, на которые приходит в общей сложности около 1500 человек. Если считать все мероприятия «Синхронизации» (помимо обычных лекций это ещё клубные события и корпоративные лекции), их посещаемость растет примерно на 10% в месяц. Всего за время работы проекта его мероприятия посетили около 10 000 человек.

Чтобы попасть на лекцию, нужно записаться и оплатить своё участие на сайте проекта. Если лекция объявлена, она проводится в любом случае, вне зависимости от количества записавшихся. Отменить лекцию организаторы не могут. На нее могут прийти люди и без предварительной записи – например, с подарочным сертификатом.

Как появляются темы для лекций

Тематику лекций обычно определяют куратор и организаторы проекта. Они ориентируются на то, в чём им самим хотелось бы разобраться. К примеру, вопрос о том, почему «Чёрный квадрат» или «Зелёная полоса» считаются шедеврами, привёл к появлению цикла лекций о живописи.

Возникновение темы кинематографа объясняется просто. Это одно из самых массовых искусств, в котором мало кто по-настоящему разбирается. Интерес к истории стал причиной появления лекций о сложных исторических периодах и неоднозначных личностях.

Выбрав тематику, основатели проекта вместе с куратором начинают искать и отбирать лекторов. При выборе конкретных тем исходят из «потребностей рынка», а также из возможностей самого лектора. Наиболее популярные лекции посвящены выдающимся режиссерам (от Тарковского до Вуди Аллена) и художникам (таким, как Ван Гог и Босх). Пользуются успехом и базовые курсы об истории искусства и архитектуры.

«У нас есть накопленная за полтора года маркетинговая экспертиза. Мы понимаем, на что люди ходят, и как нужно сформулировать тему, чтобы слушатель пришёл», - говорит Мария.

Один из основных факторов при разработке новых тем – пожелания самих посетителей. После каждой лекции им задают вопрос, о чём ещё им было бы интересно узнать. Слушателям предлагают список тем, среди которых они могут выбрать наиболее интересные. Некоторые из идей, полученных от слушателей, уже удалось реализовать.


Именно благодаря пожеланиям слушателей в расписании появились лекции по музыке. В начале апреля 2017 года прошла первая «музыкальная» лекция. Тему для неё выбрали самую общую – язык музыки. С первого взгляда может показаться, что музыка абстрактна и бессюжетна, но это совсем не так. Лектор и музыкант Парваз Салимов рассказал, как посредством тональности, ритма и темпа композитор говорит с публикой, как «работает» оркестр и чем обоснован его состав. На примере Баха и Моцарта слушатели разбирались в структуре классических опусов. Парваз не просто рассказывал, но и сопровождал каждый новый тезис живым музыкальным исполнением на рояле к восторгу публики. Сейчас команда проекта разрабатывает целый цикл лекций о наиболее ярких представителях классической музыки.

Как показала практика, от выбора названия лекции зависит очень многое. Одна из самых востребованных на сегодня лекций рассказывает о том, какой смысл заложен художниками в их полотна. Эта лекция, которую назвали «Загадки картины», должна была по всем ожиданиям стать очень популярной. Но, несмотря на все усилия и рекламу, она не продавалась.

«Мы очень расстраивались и не могли понять, почему на такую интересную лекцию никто не хочет идти. Не зная, что делать, мы решили поменять название лекции. После этого на неё пошли люди. Под новым названием «Что скрыл художник» наш лектор Наталья Вострикова прочитали эту лекцию уже более 25 раз, она идёт по четыре раза в месяц. Пока это у нас рекорд. Мы собираем на неё полные залы фактически без рекламы», - признаётся Мария.

После каждой лекции посетителям предлагается оценить услышанное по шкале от 1 до 10. По признанию Марии Бородецкой, «десятки» ставят 95% слушателей. Такая оценка является результатом тщательного выбора лекторов и серьёзной подготовки каждого выступления.


Чтобы избежать претензий в предвзятости, лекторы рассказывают «спорный» материал с максимально нейтральных позиций. Но когда речь заходит о лекциях по философии, где своя точка зрения обычно есть у каждого пришедшего, споры всё равно будут. Иногда после таких лекций слушатели пишут длинные отзывы, в которых объясняют, почему они не согласны с позицией лектора. Так, острая дискуссия была на лекции по Фрейду и Юнгу.

«Одна из самых необычных претензий, которые мы когда-либо слышали – «Что-то у вас лектор слишком молодой». Речь шла о Лене Личмановой, экскурсоводе Пушкинского музея. Ей 21 год, и она рассказывает просто невероятно», - вспоминает Мария.

Ещё одно пожелание слушателей, которое было реализовано – обзорные лекции по одной большой теме (например, истории искусств). За два часа одной лекции дать целостную картину со множеством имён и эпох просто невозможно. Во время курса из пяти занятий у лектора есть возможность последовательно пройти и «соединить» все эпохи и направления.

Лекции в рамках курса идут раз в неделю и продолжаются пять недель. Каждая лекция читается, как правило, три раза в течение недели в разные дни. Таким образом, люди могут выбирать удобные себе дни, чередуя их на своё усмотрения. Возможность выбора смены дней занятий делает посещение курсов ещё более удобным. Такая стратегия себя оправдывает: около 90% записавшихся на курсы дослушивают их до конца.

«Понятно, что прослушав курс лекций по архитектуре, я по-прежнему не эксперт в этой области. Но для меня теперь каждое здание – это книга, которую я могу читать. Раньше у меня не было критериев оценки, а сейчас я «разбираю» здания на куски. Я понимаю, какие направления мне нравятся, могу о них рассуждать», - делится собственным опытом Андрей Лобанов.

Маркетинг и продвижение

Основным рекламным каналом для проекта является Facebook. В этой соцсети «Синхронизация» даёт платную рекламу, которая приносит хорошие результаты. Рекламу таргетируют на очень узкие группы людей, которые интересуются той или иной темой. По заданным параметрам выбирается «целевая аудитория» для рекламной кампании, и Facebook показывает выбранным людям рекламу в их ленте.

Эффективно работает и «сарафанное радио». Многие слушатели не просто рекомендуют лекции своим друзьям, а берут их с собой «за компанию». На лекциях нередко можно встретить группы друзей из четырёх-пяти человек, которых привёл с собой кто-то из увлечённых слушателей.

Ещё один важный источник клиентов – Instagram. В этой соцсети у «Синхронизации» уже около 15 000 подписчиков. Все, кто оставил свои электронные адреса, получают информацию и анонсы лекций по почте. Также проект начал осваивать сеть «Вконтакте», с которой до этого не работал.


Квалификация лекторов и накопленный опыт позволяют «Синхронизации» участвовать в самых различных партнёрских мероприятиях. Лекторы проекта выступали на фестивале итальянского кино, а также на книжном фестивале «non/fiction».

Среди партнёров «Синхронизации» есть и неожиданные на первый взгляд компании, но близкие ей по духу и подходу. Например, проект I Love Running готовит людей к международным марафонам. За несколько недель до забега лекторы «Синхронизации» рассказывают бегунам, что интересного он может увидеть по трассе марафона в Париже или Берлине.

Сейчас одним из партнёров «Синхронизации» является научно-просветительский проект «Секспросвет», который объясняет тонкую тему с научной и культурной точек зрения. Для этого проекта была подготовлена лекция «Секс и эротика в русской классической литературе».

Команда проекта

В проекте семь постоянных участников. Помимо CEO Марии Бородецкой, это куратор, редактор, два менеджера, маркетолог и стажёр в отделе маркетинга. Основатель «Синхронизации» Андрей Лобанов создал в 2016 году новый проект – школу по обучению детей программированию «Алгоритмика». Сейчас он выполняет в «Синхронизации» роль стратегического консультанта и участвует в принятии всех самых важных решений.


«Люди, с которыми мы начинаем работать, обычно остаются в команде. Мы поддерживаем максимально тёплую семейную атмосферу. Я никогда ещё с таким удовольствием не просыпалась по утрам и не шла на работу. Примерно то же самое мне иногда говорят и другие участники проекта», - делится Мария.

К сентябрю 2017 года проект рассчитывает выйти на уровень 100 лекций в месяц. Расширение планируется за счёт увеличения количества лекторов и лекций как по новым, так и по уже существующим направлениям. Наиболее популярные занятия планируется время от времени повторять и возвращать в «репертуар».

Среди самых очевидных и реализуемых планов – создание лекций для детей 7-15 лет, возможно даже для мам с детьми. Найти подобные программы сложно даже в Москве, и спрос родителей на них очень большой.

В качестве вариантов развития рассматривается выход в другие крупнейшие города России, а также организация онлайн-направления. Основатели проекта получают множество просьб об онлайн-курсах, но их останавливает невысокая эффективность такого метода обучения.

За полтора года работы проекта «Синхронизация» Мария Бородецкая, конечно же, прослушала все лекции на этапе их подготовке. Подобная работа связана с ежедневным восприятием огромного количества информации, но в этом Мария видит только плюсы.

«Безусловно, кругозор расширился очень сильно, и моя жизнь заиграла новыми красками. Теперь я совершенно по-другому смотрю фильмы и спектакли. Изменилось и отношение к поездкам. Поднимаясь в Берлине на Рейхстаг, я знала историю его восстановления, я была сама себе экскурсовод, и это очень круто. Конечно, сейчас от всех наших лекций и связанного с ними огромного количества информации моё сознание находится в полном хаосе. Надеюсь, в течение ближайшего года все эти знания устаканятся у меня в голове и разложатся по полочкам».







2024 © binary-option.ru.